Закрыть
Поиск
Расширенный поиск
Пользователь
Расширенный поиск
Выберите категорию:
Выбор по возрасту:
Выбор магазина:
Новинка:
Спецпредложение:
Результатов на странице:

Для чего это нужно?

Узорова О.В., Нефедова Е.А.

КАК НАУЧИТЬ ВАШЕГО РЕБЁНКА ПИСАТЬ СТИХИ
 4 КЛАСС

Уважаемые взрослые!

Эта книга  – первое руководство для обучения стихосложению четвероклассников.

Поэзия возникла раньше прозы. Самые древние произведения создавались в поэтической форме. Лишь в XVIII-XIX вв. эти области сравнялись по значению.

Во многих развитых культурах умение сочинять стихи считалось обязательным для хорошо образованного человека. Государственные чиновники в Древнем Китае сдавали экзамены по стихосложению. Японские самураи наряду с боевыми искусствами изучали искусство сочинения стихов. «Все они герои, все они таланты, все они поэты», – так характеризует Б. Окуджава блестящих молодых людей из свиты русского царя.

как научить ребенка писать стихи 4 класс

Всё это, разумеется, не случайно. Сочинение стихов способствует развитию речи, литературного и, вообще, художественного вкуса. Развивается образное мышление, повышается общий интеллектуальный уровень. «Колоссальным ускорителем мышления» назвал поэзию И. Бродский.

Стихосложение учит внимательнее относиться к слову, что, в свою очередь, способствует повышению грамотности. Причём грамотность понимается здесь в широком смысле – не только как орфография и пунктуация, но и как стилистическая грамотность, как умение правильно пользоваться всеми богатствами русского языка.

Есть люди, имеющие к поэзии природное призвание. Они часто (но не всегда) осваивают правила стихосложения интуитивно. Но даже им полезно специально позаниматься теорией стихосложения – чтобы ускорить свой «поэтический рост», чтобы расширить свой сочинительский репертуар. Но не у каждого человека мысли и чувства облекаются в поэтические образы, не всякий может без предварительной подготовки выразить их живописно и музыкально. Как показывает практика, в той или иной степени этому может научиться каждый. Но даже человек, обладающий ярко выраженными поэтическими способностями, ощущающий в своей душе потребность выражать свои мысли и чувства звучным, музыкальным языком, при помощи красивых, неожиданных образов, и тот не сможет быть поэтом, если он тем или иным способом не освоит законы и формы стихосложения. И, как говорится, чем быстрее и надёжнее, тем лучше.

  как научить ребенка писать стихи 4 класс

Других практических руководств по русскому стихосложению нет, за исключением двух, написанных очень давно, весьма непрактичных и запутанных и потому вышедших из употребления. В некоторых школах преподается теория поэзии, но обучить детей искусству стихосложения, как правило, не удаётся. Почему? Хотя бы потому, что очень часто всю теорию поэзии сводят к простому перечислению стихотворных метров (хорея, ямба и т. д.). Понятие стопы, чрезвычайно важное для традиционного русского стиха, не вводится. Не даётся, следовательно, и представление о стихотворных размерах (например, четырёхстопном ямбе, трёхстопном амфибрахии и т. д.). В самых продвинутых программах по литературе вводятся, правда, некоторые понятия и кроме стихотворных метров, но очень торопливо и без должной практической отработки. Все виды русских рифм, а также основные схемы рифмовки даются за 4-5 уроков. Овладеть столь сложным материалом в столь краткий срок – это, пожалуй, было бы трудновыполнимой задачей даже для маленького Пушкина. Невозможно за такое короткое время научиться различать мужскую, женскую, дактилическую рифмы, перекрёстную, кольцевую, парную схемы рифмовки, освоить такие понятия, как эпитет, олицетворение, метафора, сравнение и т. д. А уж о том, чтобы научиться использовать полученные знания практически, при написании стихов – об этом и говорить смешно.В данном руководстве мы постарались ясно, очень подробно, пошагово изложить для любого ученика адаптированную программу обучения теории и, главное, практике стихосложения.

Конечно, Пушкиным, Лермонтовым, Есениным, Бродским, Высоцким надо родиться. Но не стоит недооценивать роль специального обучения (или самообучения) при формировании их гения. Кто знает, стал ли бы Пушкин величайшим русским поэтом, не получи он соответствующую подготовку в Царскосельском лицее. Кто знает, каких ещё творческих высот могли бы достичь Есенин и Высоцкий, если бы они, в свою очередь, закончили подобное учебное заведение? Почти все великие поэты настаивали на том, что хорошее знание теории стихосложения оказывает им огромную помощь, пусть даже она не всегда бывает осознанной. «Правила стихосложения надо знать очень хорошо, чтобы в решительную минуту о них не думать», – утверждал великий французский поэт Т. Готье.

как научить ребенка писать стихи 4 класс

Что же касается тех детей, которых природа наделила не поэтическим, а какими-либо другими талантами, – для них поэзия станет источником высокого, облагораживающего интеллектуального и духовного наслаждения, подобного, например, музыке или шахматам.   

Данное пособие ставит своей задачей, кроме обучения школьников теории и практике стихосложения, ознакомление детей с русской поэзией, как классической, так и более или менее современной. Большая подборка стихов, использованных в качестве примеров, научит детей не только писать свои стихи, но и читать, и любить произведения великих поэтов. Кроме того, чтение чужих стихов – лучшая поэтическая школа. По всей видимости, все великие поэты (даже Пушкин и Лермонтов)  проходили через этап подражания – вольного или невольного – своим великим предшественникам. В этом нет ничего зазорного, это естественный путь к мастерству.

как научить ребенка писать стихи 4 класс

В четвёртом классе, кроме повторения и более интенсивного освоения ранее изученных понятий, ребятам предстоит освоить новый, весьма объёмный материал. Он группируется вокруг двух важнейших тем – рифмы и строфы. Теория рифмы относится к наиболее сложным проблемам стиховедения. Мы постарались выбрать из этой теории то, что может помочь детям писать стихи. Что касается строфики, то здесь основной упор сделан на освоение четверостишия. Оно предоставляет пишущему целый арсенал разнообразных поэтических средств, и это надо очень хорошо прочувствовать. Вопросов построения строф с большим или меньшим числом стихов, чем четыре, мы тоже коснулись, но не так подробно. Каким именно строфам, схемам построения строф, каким рифмам и размерам отдать предпочтение, всё это – личный выбор ученика. Задача обучающего – лишь познакомить ребёнка с теми необыкновенными возможностями, которые открывает перед стихотворцем поэзия. Если маленький ребёнок, вместо хорея и ямба, вдруг начнёт писать дольником или гекзаметром (материал 5 класса), этому можно только порадоваться. Но и если он выберет для оформления своих поэтических мечтаний обыкновенный четырёхстопный ямб с одними женскими и мужскими окончаниями – это тоже прекрасно.    

В конце пособия даны ответы на многие хитрые задания. Пособие можно использовать в государственных и частных школах на уроках литературы, во время факультативных занятий, а также оно является прекрасным материалом для  индивидуальных занятий дома с ребёнком.    

Как работать с этим материалом?

  1. Одно занятие не должно длиться дольше 45 минут. Одно занятие должно проходить не реже 1 раза в 1 неделю.
  2. Выделите  8-10 занятий хотя бы для беглого для прохождения материала 1-2-3 классов. Или начните занятия с материала для 3-его класса.(Пройдя бегло 1 и 2 класс)
  3. То, что выделено желтым цветом в предисловии для взрослых – прочитайте вслух ребёнку.
  4. Раздел Задания для твоего самообразования – это материал для домашней (или самостоятельной) работы. Если Вы занимаетесь с ребёнком дома – выйдите из комнаты на 20-25 минут.
  5. Как начинать работу? Сходите в книжный магазин вместе с ребёнком. Пусть он выберет самую красивую тетрадь из 48-64 листов для своих будущих занятий по стихосложению.

 

Тетрадь разделите на следующие заголовки:

 «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ»

                               ФИО поэта                            
     Названия стихотворений, которые он написал   

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Занятие 5

Занятие 6

Занятие 7

Занятие 8

Занятие 9

Занятие 10

Занятие 11

Занятие 12

Занятие 13

Занятие 14

Занятие 15

Занятие 16

Занятие 17

Занятие 18

Занятие 19

Занятие 20

Занятие 21

Занятие 22

Занятие 23

Занятие 24

Занятия 25

Занятия 26

Занятия 27

«МОИ ЛЮБИМЫЕ  СТИХИ»

 На этих страничках напиши те стихи, которые особенно понравились тебе.
 Нарисуй к ним иллюстрации

«МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ»

На этих страничках напиши самые красивые поэтические строки, которые ты прочёл.

«МОИ СТИХИ»

 На этих страничках напиши те стихи, которые тебе удалось сочинить самостоятельно.
 Нарисуй к ним иллюстрации

Уважаемые взрослые! Ни в коем случае нельзя ругать ребёнка, а также с пренебрежением относиться к его первым шагам в написании стихотворений. Нельзя ругать за орфографические ошибки. Хотите – простым карандашиком легонечко исправьте. РЕБЁНКУ ЗА ЕГО ТРУД – ТОЛЬКО ПОХВАЛА И ПОЧЁТ!

Дорогой друг!

Твои теоретические и практические познания в вопросах стихосложения уже весьма велики. Они позволяют тебе сочинять хорошие стихи, а также лучше понимать произведения других поэтов. Свои чувства и переживания, свои мечты и фантазии, свои мысли и наблюдения ты можешь выразить в прекрасной и ёмкой форме – в форме стихов. В этом году ты узнаешь об искусстве стихосложения много нового. Это сделает твоё творчество более разнообразным и более совершенным. Успехов тебе!