Закрыть
Поиск
Расширенный поиск
Пользователь
Расширенный поиск
Выберите категорию:
Выбор по возрасту:
Выбор магазина:
Новинка:
Спецпредложение:
Результатов на странице:
Главная \ 4 класс \ Как научить Вашего ребенка писать стихи. 4 класс \ Как научить Вашего ребенка писать стихи. 4 класс Часть 5

Как научить Вашего ребенка писать стихи. 4 класс Часть 5

« Назад

24.07.2014 06:55

КЛЮЧИ-ОТВЕТЫ

1.      Упражнение 6

Прочитай. В каждой из этих строк С.Есенина по 1 метафоре. Подчеркни её. Сверься с ответами  в конце книги.

  Вариант 1

***

…И душа моя – поле безбрежное –

Дышит запахом мёда и роз.

***

Луна золотою порошею

Осыпала даль деревень.

***

О, мёд воспоминаний!

***

Но вот под тесовым

Окном –

Два ветра взмахнули

Крылом

***

Ревут валы,

Поёт гроза!

  Вариант 2

***

Мечты цветут надеждой

***

Сидит у окошка

Старая кошка,

Ловит лапой луну

***

Тихо льётся с клёнов листьев медь

***

Золото холодное луны

***

Кружит звёзд мотыльковый рой

2.      Упражнение 12

Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами олицетворения. Выпиши сравнения. Сверься с ответами  в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, олицетворения в словарик  «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» .

***

По небу быстро поднимаясь,

Навстречу мчась одна к другой,

Две тучи, медленно свиваясь,

Готовы ринуться на бой!

 

Темны, как участь близкой брани,

Небесных ратников полки,

Подъяты по ветру их длани

И режут воздух шишаки!

 

Сквозят их мрачные забрала

От блеска пламенных очей

Как будто в небе места мало

И разойтись им нет путей?

К. Случевский

Сравнение: темны, как участь близкой брани, небесных ратников полки.

3.      Упражнение 13 

Прочитай. Подчеркни эпитеты. Сверься с ответами в конце книги. Подбери к 4 эпитетам синонимы.

***

Как хорошо ты, о море ночное, –

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

 

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром…

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Ф. Тютчев

***

Под берегом, где вечная прохлада

От старых ив, нависших над рекой,

Стоит в воде понуренное стадо,

Над ним шмелей неутомимый рой.

Н. Некрасов

4.      Упражнение 20

Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами олицетворения. Выпиши сравнения. Сверься с ответами  в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, олицетворения в словарик  «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» .

  Вариант 1

Одинокий дуб

Смотри, синея друг за другом,

Каким широким полукругом

Уходят правнуки твои.

Один лишь ты, старик упорный,

От зноя тенью благотворной

Хранишь межу родной земли

 

И под изрытою корою

Ты полон силой молодою

Так старый витязь, сверстник твой,

Не остывал душой с годами

Под иззубренною мечами,

Давно заржавленной бронёй…

 

Когда же, вод взломав оковы,

Весенний ветр несёт с дубровы

Твои поблеклые листы,

С ним вести на простор широкий,

Что жив их пращур одинокий,

Ко внукам посылаешь ты.

А. Фет

Сравнение: так старый витязь, сверстник твой, не остывал душой с годами под иззубренною мечами, давно заржавленной бронёй.

  Вариант 2

***

Хоть бы молниям светиться!

Тьма над морем, тьма!

Вихорь, будто зрячий, мчится –

Он сошёл с ума

 

Он выводит над волнами,

Из бессчётных струн,

Гаммы с резкими скачками

А поёт бурун.

 

Что за свадьба? Что за пляска?

Если б увидать!

Тьма, как плотная повязка, –

Где её сорвать…

 

Сердцем чуются движенья

Тёмных сил ночных,

Измождённые виденья,

Плач и хохот их

К. Случевский

Сравнение: тьма, как плотная повязка.

5.      Упражнение 27

Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Сверься с ответами  в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, метафоры в словарик  «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» .

***

А за окном под метельные всхлипы,

В диком и шумном метельном чаду,

Кажется мне – осыпаются липы,

Белые липы в нашем саду.

С. Есенин

***

Огромный тополь серебристый

Склонял над домом свой шатёр,

Стеной шиповника душистой

Встречал въезжающего двор.

А. Блок

6.      Упражнение 40

Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами эпитеты. Выпиши олицетворения. Сверься с ответами  в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, эпитеты в словарик  «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» .

***

…А там, где ручеёк по бархатному лугу

Катит задумчиво пустынные струи,

В весенний ясный день я сам, друзья мои,

У брега насажу лесок уединенный,

И липу свежую, и тополь осребренный;

В тени их отдохнёт мой правнук молодой

Е. Баратынский

(Олицетворение: ручеёк катит задумчиво струи).

7.      Упражнение 41

Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Сверься с ответами  в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, метафоры в словарик  «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» .

***

Славный снег! Какая роскошь!..

Всё, что осень обожгла,

Обломала, сокрушила,

Ткань густая облегла.

 

Эти светлые покровы

Шиты в мерку, в самый раз,

И чаруют белизною

К серой мгле привыкший глаз.

К. Случевский

8.      Упражнение 48

 Подчеркни олицетворения. Сверься с ответами в конце книги. Напиши своё стихотворение с этими эпитетами.

  Вариант 1

***

Ах, метель такая, просто чёрт возьми.

Забивает крышу белыми гвоздьми.

С. Есенин

***

Неспокойный, резкий ветер,

Он – закройщик и портной –

Срезал всё, что было лишним,

Свеял на землю долой…

 

Крепко, плотно сшил морозом,

Искр навеял без числа…

Платье было б без износа,

Если б не было тепла,

 

Если б оттепель порою,

Разрыхляя ткань снегов,

Как назло, водою талой

Не распарывала швов

К. Случевский

  Вариант 2

***

Иду я медленно, – и мёртвое молчанье

Царит во тьме аллей.

И. Бунин

 

Туда, туда, друзья мои!

На скат горы, на брег зелёный,

Где дремлют Сороти студёной

Гостеприимные струи

Н. Языков

***

О Русь, волшебница суровая,

Повсюду ты своё возьмёшь.

Бежать? Но разве любишь новое

Иль без тебя да проживёшь?

Н. Гумилёв

***

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

М. Лермонтов

9.      Упражнение 54

Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Выпиши эпитеты. Сверься с ответами  в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, метафоры в словарик  «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» .

***

Росой перловой и зернистой

Дерев одежда убрана

Н. Языков

Эпитеты: роса перловая и зернистая.

***

Ночью вьюга снежная

Заметала след.

Розовое, нежное

Утро будит свет.

А. Блок

Эпитеты: розовое, нежное утро.

10.  Упражнение 66

Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами олицетворения. Выпиши метафору. Сверься с ответами  в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, олицетворения в словарик  «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» .

***

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

 

Есть раздолье у нас, —

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

 

Нам не стать привыкать, —

Пусть мороз твой трещит;

Наша русская кровь

На морозе горит!

И. Никитин

Метафора: наша русская кровь на морозе горит.

11.  Упражнение  73

Н. Гумилев – великий русский поэт. В своих критических статьях он давал разные характеристики произведениям своих современников-поэтов. Определи, к какому стихотворению относится каждое из его высказываний. (Соедини стрелочками).

***

Над далью – дерево в дыму

И призрачность морей.

Теперь я знаю, что пойму

Немую речь зверей.

Е. Кузьмина-Караваева

 

Общая призрачность в соединении с гипнотизирующей чёткостью какой-нибудь одной подробности – отличительное свойство этих стихов.

 ***

Засыпая от дум безысходной тоски,

Твоё имя вчера я шептал.

И пришёл ты ко мне из безвестной дали,

Из прозрачного свода небес вышины

Ты сошёл, лишь тебя я призвал.

С. Гедройц

Зачем пишут поэты? На этот вопрос не трудно ответить: одни – чтобы рассказать людям что-нибудь новое, добытое ими самими: идею, образ, чувство, всё равно; другие – ради чистого наслаждения творчеством, таким сложным, радостно-трудным. Но зачем пишут не-поэты, зачем пишет, например, этот поэт? Мыслей в его стихах нет, есть только общие места. Слог его ужасен.

***

Отчаянною злостью

Перекося лицо,

Размахивая тростью,

Он вышел на крыльцо…

Осенний ветер – грубым

Полётом тучи рвал,

По водосточным трубам

Холодный дождь бежал.

И мчался он со злостью,

Намокший ус крутя,

Расщепленною тростью

По лужам колотя.

Г. Иванов

 Он не выдумывал самого себя, но он тот, кто охотно останавливается и перед пёстро размалёванной афишей, и перед гравюрой. Он не мыслит образами, я очень боюсь, что он никак не мыслит. Но ему хочется говорить о том, что он видит, и ему нравится само искусство речи.

12.  Упражнение 82

 Подчеркни олицетворения. Сверься с ответами в конце книги. Напиши своё стихотворение с этими эпитетами.

***

Всю ночь гремел овраг соседний,

Ручей, бурля, бежал к ручью,

Воскресших вод напор последний

Победу разглашал свою.

А. Фет

***

Но люблю я, весна золотая,

Твой сплошной, чудно-смешанный шум;

Ты ликуешь, на миг не смолкая,

Как дитя, без заботы и дум.

В обаянии счастья и славы,

Чувству жизни ты вся предана, –

Что-то шепчут зелёные травы,

Говорливо струится волна

Н. Некрасов

***

Мне в душу повеяло жизнью и волей:

Вон – даль голубая видна…

И хочется в поле, в широкое поле,

Где, шествуя, сыплет цветами весна!

А. Майков

13.  Упражнение 89

Прочитай. В каждом из этих отрывков по 1 метафоре. Подчеркни её. Сверься с ответами  в конце книги.

  Вариант 1

***

Я стану, где сильней припёк,

И там, глаза зажмуря,

Покроюсь с головы до ног

Горшечною глазурью.

Б. Пастернак

***

Я стоял у поворота

Рельс, бегущих от Арбата

Д. Кедрин

  Вариант 2

***

Сиреневая погода

Сиренью обрызгала тишь.

 С.Есенин

***

Обычной полная печали,

Ты входишь в этот бедный дом,

Который ядра осыпали

Недавно пламенным дождём.

А. Толстой

14.  Упражнение 90

 Подчеркни олицетворения. Сверься с ответами в конце книги. Напиши своё стихотворение с этими олицетворениями.

  Вариант 1

***

…Когда волшебница-мечта

Красноречивые места

Мне оживляет и рисует,

Она свежа, она чиста,

Она блестит, она ликует.

Н. Языков

***

Москва – приют радушной доброты, –

Тревогой дня утомлена и ты!

А. Полежаев

***

 (речь идёт о реке Терек)

…И золотые облака

Из южных стран, издалека

Его на север провожали;

И скалы тесною толпой,

Таинственной дремоты полны,

Над ним склонялись головой,

Следя мелькающие волны;

И башни замков на скалах

Смотрели грозно сквозь туманы –

У врат Кавказа на часах

Сторожевые великаны!

М. Лермонтов

  Вариант 2

***

Сегодня снежная погода,

И над изгибами ветвей

На светлом фоне небосвода

Скользят снежинки… Сколько дней

Прошло с тех пор, как первый лист

Упал на землю!.. С листопадом

Исчез октябрь. Под ветра свист

Всё бесновалось до упаду

Но тише, тише, снег идёт –

Покоя вестник долгожданный,

И свой пленительный полёт

Он превращает в танец странный

Иль ритуальный хоровод.

Но час прошёл, и путь разведав

Или припомнив прошлый год,

На павший лист, на дом соседа

Спокойно хлопья он кладёт.

А. Шаталов

***

Знать, долго скитаться наскуча

Над ширью земель и морей,

На родину тянется туча,

Чтоб только поплакать над ней.

А. Фет

15.  Упражнение  97

Прочитай. Подчеркни эпитеты. Сверься с ответами в конце книги. Подбери к 5 эпитетам антонимы.

***

Месяц задумчивый, полночь глубокая

Хутор в степи одинок…

Дремлет в молчанье равнина широкая,

Тёпел ночной ветерок.

Жёлтые ржи, далеко озарённые,

Морем безбрежным стоят…

Ветер повеет – они, полусонные,

Колосом спелым шуршат.

Ветер повеет – и в тучку скрывается

Полного месяца круг;

Медленно в мягкую тень погружается

Ближнее поле и луг.

Зыблется пепельный сумрак над нивами,

А над далёкой межой

Свет из-за тучек бежит переливами –

Яркою, жёлтой волной.

И сновиденьем, волшебною сказкою

Кажется ночь, – и смущён

Ночи июльской тревожною ласкою

Сладкий предутренний сон…

И. Бунин

16.  Упражнение 98

Прочитай. В каждом из этих стихотворений по 2 метафоры. Подчеркни их разными цветами. Сверься с ответами  в конце книги. 

***

И вот в туманной вышине

Запели птички, и восток

Озолотился; ветерок

Сырые шевельнул листы;

Дохнули сонные цветы

М. Лермонтов

***

Плещет рдяный мак заката

На озёрное стекло.

С. Есенин

(рдяный – оттенок красного)

17.  Упражнение 105

Прочитай. Подчеркни эпитеты. Сверься с ответами в конце книги. С какими ещё существительными можно употребить эти эпитеты?

Вариант 1

Берёза

Люблю берёзу русскую,

То светлую, то грустную,

В зелёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками,

 

Люблю её заречную,

С нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

А. Прокофьев

Вариант 2

***

Мой сад с каждым днём увядает;

Помят он, поломан и пуст,

Хоть пышно ещё доцветает

Настурций в нём огненный куст…

 

Мне грустно! Меня раздражает

И солнца осеннего блеск,

И лист, что с берёзы спадает,

И поздних кузнечиков треск.

А. Майков

18.  Упражнение 106

 Подчеркни олицетворения. Сверься с ответами в конце книги. Напиши своё стихотворение с этими олицетворениями.

  Вариант 1

***

Учись у них – у дуба, у берёзы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слёзы,

И треснула, сжимаяся, кора.

 

Всё злей метель и с каждою минутой

Сердито рвёт последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

 

Но верь весне. Её промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

А. Фет

***

Мне лепетал любимый лес:

Верь, нет милей родных небес!

Нигде не дышится вольней

Родных лугов, родных полей,

И той же песенкою полн

Был говор этих милых волн.

Н. Некрасов

  Вариант 2

Одинокий дуб

Дурная почва: слишком узловат

И этот дуб, и нет великолепья

В его ветвях. Какие-то отрепья

Торчат на нём и глухо шелестят.

 

Но скрученные намертво суставы

Он так развил, что, кажется, ударь –

И запоёт он колоколом славы,

И из ствола закапает янтарь.

 

Вглядись в него: он важен и спокоен

Среди своих безжизненных равнин.

Кто говорит, что в поле он не воин?

Он воин в поле, даже и один.

Н. Заболоцкий

***

Солнце нижет лучами в отвес,

И дрожат испарений струи

У окраины ярких небес;

Распахни мне объятья твои,

Густолистый, развесистый лес!

А. Фет

19.  Упражнение 113

Прочитай. В каждом из этих стихотворений по 2 метафоры. Подчеркни их разными цветами. Сверься с ответами  в конце книги. 

***

Море блеска, гул, удары,

И земля потрясена;

То стеклянная стена

О скалы раздроблена,

То бегут чрез крутояры

Многоводной Ниагары

Ширина и глубина!

Н. Языков

***

Здесь весной кипит веселье,

И река поёт.

А. Блок

20.  Упражнение  119

Определи, к какому стихотворению относится каждое из высказываний Н.Гумилёва, которые он давал произведениям своих современников-поэтов. (Соедини стрелочками).

***

Я заколдован небылицами,

Я вижу сон по воле Феба:

Как будто розы стали птицами

И быстро улетели в небо!

М. Долинов

Феб – бог солнца

Этот поэт, бесспорно, культурен, умеет писать стихи, но неудача преследует его на каждом шагу, заставляя совершать ряд неловкостей…

***

…У берега лишь шум… пустынно; одинока,

Тиха морская даль… Плывут туманы там,

И море и земля задумались глубоко;

Ривьера светлая отдалась тихим снам.

А. Салтыков

Этот поэт, должно быть, очень приятный собеседник. Он много читал, путешествовал, бесспорно, учён. В крайнем случае, мы могли бы от него ждать книги путевых впечатлений. Но ему совсем не следует писать стихи. Он беспомощно путается в размерах и рифмах, его выражения неловки, и мысли жидки. Он не может обходиться без клише, и его клише – самые истёртые, самые унылые.

Клише – шаблонная фраза.

***

Я сегодня целый день

Слушал голос пчёл незримых,

Точно пламенную сень

Кружев, зноем шевелимых…

Много слов и песен есть

Для сердец, лучам послушных.

Им слышна о дальнем весть,

Тишина лугов воздушных…

М. Лозинский

Становится постепенно ясным, почему этот человек, как поэт, лишён памяти зрительной и слуховой. Он так упорно напрягает свою память, припоминая райские напевы и воздушные луга, что ему некогда, да и не хочется, вслушиваться в земные звуки, вглядываться в земные вещи.

21.  Упражнение 125

Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами эпитеты. Выпиши метафору. Сверься с ответами  в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, эпитеты в словарик  «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» .

***

Иду меж озимей, чернеющей дорогой,

Смотрю на кучу скирд, на сломанный забор,

На пруд и мельницу, на дикий косогор,

На берег ручейка, болотисто-отлогий

И в ближний лес вхожу. Там покрасневший клён,

Ещё зелёный дуб и жёлтые берёзы

Печально на меня свои стряхают слёзы;

Но дале я иду, в мечтанья погружён,

И виснут надо мной полунагие сучья,

А мысли между тем слагаются в созвучья,

Свободные слова теснятся в мерный строй,

И на душе легко, и сладостно, и странно,

И тихо всё кругом, и под моей ногой

Так мягко мокрый лист шумит благоуханный

А. Толстой

Метафора: Свободные слова теснятся в мерный строй.

22.  Упражнение 131

Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Сверься с ответами  в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, метафоры в словарик  «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» .

  Вариант 1

***

Я выходил в такое время,

Когда на улице ни зги,

И рассыпал лесною темью

Свои скрипучие шаги.

 

Навстречу мне на переезде

Вставили ветлы пустыря.

Надмирно высились созвездья

В холодной яме января.

Б. Пастернак

(ветлы – порода деревьев).

 

Летний вечер

Уж солнца раскалённый шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

 

Уж звёзды светлые взошли

И тяготеющий над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами.

Е. Баратынский

  Вариант 2

***

В эту ночь по кровлям тёсаным,

В трубах песни заводя,

Заскребутся духи осени,

Стукнут пальчики дождя

Д. Кедрин

***

Я вижу – злая клевета

Шипит в пыли змеиным жалом,

И злая тупость, мать вреда,

Грозит мне издали кинжалом.

А. Полежаев

***

За тёмной прядью перелесиц,

В неколебимой синеве,

Ягнёночек кудрявый – месяц

Гуляет в голубой траве.

 

В затихшем озере с осокой

Бодаются его рога, –

И кажется с тропы далёкой –

Вода качает берега.

С. Есенин

23.  Упражнение  138

Прочитай. Подчеркни эпитеты. Сверься с ответами в конце книги. Подбери к 5 эпитетам антонимы.

***

Как грустный взгляд, люблю я осень.

В туманный, тихий день хожу

Я часто в лес и там сижу –

На небо белое гляжу

Да на верхушки тёмных сосен.

Люблю, кусая кислый лист,

С улыбкой развалясь ленивой,

Мечтой заняться прихотливой

Да слушать дятлов тонкий свист.

Трава завяла вся… холодный,

Спокойный блеск разлит по ней…

И грусти тихой и свободной

Я предаюсь душою всей…

И. Тургенев

24.  Упражнение 150

Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Выпиши сравнения. Сверься с ответами  в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, метафоры в словарик  «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» .

***

Возвращение с работы

Вокруг села бродили грозы,

И часто, полные тоски,

Удары молнии сквозь слёзы

Ломали небо на куски.

 

Хлестало, словно из баклаги,

И над собранием берёз

Пир электричества и влаги

Сливался в яростный хаос.

 

А мы шагали по дороге

Среди кустарников и трав,

Как древнегреческие боги,

Трезубцы в облако подняв.

Н. Заболоцкий

Сравнения: хлестало, словно из баклаги; мы шагали как древнегреческие боги, трезубцы в облако подняв.

25.  Упражнение 165

Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Выпиши сравнения. Сверься с ответами  в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, метафоры в словарик  «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» .

Под дождём

Мой зонтик рвётся, точно птица,

И вырывается, треща.

Шумит над миром и дымится

Сырая хижина дождя.

И я стою в переплетенье

Прохладных вытянутых тел,

Как будто дождик на мгновенье

Со мною слиться захотел.

Н. Заболоцкий

Сравнение: зонтик рвётся, точно птица; как будто дождик на мгновенье со мною слиться захотел.

***

Прекрасно озеро Чудское,

Когда блистательным столбом

Светило искрится ночное

В его кристалле голубом

Н. Языков

Сравнение: блистательным столбом светило искрится ночное. 

26.  Упражнение 171

Подчеркни эпитеты. К каким существительным они относятся? Подбери свои эпитеты к этим существительным.

***

Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.

Вот из лесу вышли — навстречу как раз

Синеющей лентой, извилистой, длинной,

Река луговая: спрыгнули гурьбой,

И русых головок над речкой пустынной,

Что белых грибов на полянке лесной!

Н. Некрасов

***

День весенний, пленительный день!

Так приветно журчали ручьи,

А в лесу, в полусветлую тень

Так светло западали лучи!

И. Тургенев

27.  Упражнение 189

Подчеркни эпитеты. К каким существительным они относятся? Подбери свои эпитеты к этим существительным.

***

И вот сентябрь! Замедля свой восход,

Сияньем хладным солнце блещет,

И луч его в зерцале зыбком вод

Неверным золотом трепещет.

Седая мгла виётся вкруг холмов;

Росой затоплены равнины;

Желтеет сень кудрявая дубов,

И красен круглый лист осины;

Умолкли птиц живые голоса,

Безмолвен лес, беззвучны небеса!

Е. Баратынский

28.  Упражнение 195

Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Выпиши сравнения. Сверься с ответами  в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, метафоры в словарик  «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» .

***

В отливах нежно-бирюзовых,

Всем краскам неба дав приют,

В дуплистой раме кущ вербовых

Лежит наш тихий, тихий пруд.

 

Заря дымится, пламенея!

Вон, обронён вчерашним днём,

Плывёт гусиный пух, алея,

Семьёй корабликов по нём.

К. Случевский

Сравнение: плывёт гусиный пух семьёй корабликов.

 

***

Плывут узоры туч прозрачною фатою

В пустынных небесах, высоко над землёй.

И всё кругом светло, всё веет тишиною,

В природе и в душе – молчанье и покой.

И. Бунин

Сравнение: плывут узоры туч прозрачною фатою.

29.  Упражнение 201

Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Выпиши сравнения. Сверься с ответами  в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, метафоры в словарик  «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» .

Полдень

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

 

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет…

Ф. Тютчев

Сравнение: всю природу, как туман, дремота жаркая объемлет.

 

Утро в горах

Лазурь небесная смеётся,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьётся

Долина светлой полосой.

Ф. Тютчев

Сравнения: между гор росисто вьётся, долина светлой полосой.

30.  Упражнение  207

Прочитай. Подчеркни эпитеты. Сверься с ответами в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, эпитеты в словарик  «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» .

***

Зима. Огромная, просторная зима.

Деревьев громкий треск звучит, как канонада.

Глубокий мрак ночей выводит терема

Сверкающих снегов над выступами сада.

В одежде кристаллической своей

Стоят деревья. Тёмные вороны,

Сшибая снег с опущенных ветвей,

Шарахаются, немощны и сонны.

Н. Заболоцкий

31.  Упражнение  213

Прочитай. Подчеркни эпитеты. Сверься с ответами в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, эпитеты в словарик  «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» .

***

Над озером тихим и сонным,

Прозрачен, игрив и певуч,

Сливается с камней на камни

Холодный железистый ключ.

К. Случевский

***

Я помню ясный, чистый пруд;

Под сению берёз ветвистых,

Средь мирных вод его три острова цветут;

Светлея нивами меж рощ своих волнистых,

За ним встаёт гора…

Е. Баратынский

32.  Упражнение 219

Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Выпиши сравнения. Сверься с ответами  в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, метафоры в словарик  «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» .

В июле

В полях созрел ячмень.

Он радует меня!

Брожу я целый день

По волнам ячменя.

 

Смеётся мне июль,

Кивают мне поля.

И облако – как тюль,

И солнце жжёт, паля.

 

Блуждаю целый день

В сухих волнах земли,

Пока ночная тень

Не омрачит стебли.

И. Северянин

Сравнение: и облако – как тюль.

***

На ветке облака, как слива,

Златится спелая звезда.

С. Есенин

Сравнение: как слива, златится спелая звезда.

***

Ночь, как дыню, катит луну.

С. Есенин

Сравнение: ночь, как дыню, катит луну.

33.  Упражнение 226

Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами эпитеты. Выпиши метафоры. Сверься с ответами  в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, эпитеты в словарик  «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» .

***

…На небе месяц золотой

Блестит холодной красотой,

И под лучом его немым

Туман волнуется, как дым.

И. Тургенев

(Сравнение: туман волнуется, как дым).

 

На горном леднике

В ясном небе поднимаются твердыни

Льдом украшенных порфировых утёсов;

Прорезают недра голубой пустыни

Острые углы, изломы их откосов.

К. Случевский

Метафора: недра голубой пустыни.

34.  Упражнение 238

Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Выпиши сравнения. Сверься с ответами  в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, метафоры в словарик  «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» .

***

Я по первому снегу бреду,

В сердце ландыши вспыхнувших сил.

Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил.

 

Я не знаю, то свет или мрак?

В чаще ветер поёт иль петух?

Может, вместо зимы на полях

Это лебеди сели на луг.

С. Есенин

Сравнение: вечер синею свечкой звезду засветил.

***

Заката светлого пурпурные лучи

Стремятся на гору с синеющей низины,

И ярче пламени в открывшейся печи

Пылают сосен тёмные вершины

 

Не так ли в Альпах горные снега

Горят, когда внизу синеет тьма тенями…

К. Случевский

Сравнение: ярче пламени в открывшейся печи пылают сосен тёмные вершины.

35.  Упражнение 247

Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами эпитеты. Выпиши метафоры. Сверься с ответами  в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, эпитеты в словарик  «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» .

***

Северное море

Холодный ветер, резкий и упорный,

Кидает нас, и тяжело грести;

Но не могу я взоров отвести

От бурных волн, от их пучины чёрной.

 

Они кипят, бушуют и гудят,

В ухабах их, меж зыбкими горами,

Качают чайки острыми крылами

И с воплями над бездною скользят.

 

И ветер вторит диким завываньем

Их жалобным, но радостным стенаньям,

Потяжелее выбирает вал,

 

Напрягши грудь, на нём взметает пену

И бьёт его о каменную стену

Прибрежных мрачных скал.

И. Бунин

Метафоры: в ухабах их, меж зыбкими горами; и ветер вторит диким завываньем их жалобным, но радостным стенаньям.

36.  Упражнение 270

Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Выпиши олицетворения. Сверься с ответами  в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, метафоры в словарик  «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» .

***

Что ты, осень, наделала с нами!

В красном золоте стынет земля.

Пламя скорби свистит под ногами,

Ворохами листвы шевеля.

Н. Заболоцкий

Олицетворение: что ты, осень, наделала с нами!

***

Знойный день догорает бесследно,

Сумрак ночи ползёт сквозь кусты;

И осёл удивляется, бедный:

«Что, хозяин, раздумался ты?»

А. Блок

Олицетворение: осёл удивляется, бедный: «Что, хозяин, раздумался ты?»

 

Кукушка

Утомлённые пушки

В это утро молчали.

Лился голос кукушки,

Полный горькой печали.

Но её кукованье

Не считал, как бывало,

Тот, кому этой ранью

Встарь она куковала:

Взорван дот в три наката,

Сбита ели макушка…

Молодого солдата

Обманула кукушка!

Д. Кедрин

Олицетворение: молодого солдата обманула кукушка.

37.  Упражнение 275

Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами эпитеты. Выпиши сравнения. Сверься с ответами  в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, эпитеты в словарик  «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» .

***

Зарница вспыхнет… Поздний и далёкий

Примчится гром – и слабо прогремит…

Как сталь блестит, темнея, пруд широкий,

А вот и дом передо мной стоит.

 

И при луне таинственные тени

На нём лежат недвижно… вот и дверь;

Вот и крыльцо – знакомые ступени…

А ты… где ты? Что делаешь теперь?

И. Тургенев

Сравнение: как сталь блестит, темнея, пруд широкий.

38.  Упражнение 287

Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами эпитеты. Выпиши сравнения. Сверься с ответами  в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, эпитеты в словарик  «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» .

К морю

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

 

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз…

 

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

А. Пушкин

Сравнение: как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз.

39.  Упражнение 292

Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Выпиши олицетворения. Сверься с ответами  в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, метафоры в словарик  «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» .

***

Могучей силою богаты

За долгий, тяжкий зимний срок,

Набухли почки, красноваты,

И зарумянился лесок.

 

Плыву на лодке. Разбиваю

Веслом остатки рыхлых льдов,

И к ним я злобу ощущаю –

К следам подтаявших оков.

 

И льдины бьются и ныряют,

Мешают вёслам, в дно стучат;

Подводный хор! Они пугают,

Остановить меня хотят!

К. Случевский

Олицетворения: подводный хор; они пугают, остановить меня хотят.

П А М Я Т К И

ПАМЯТКА 1

 (Необходимые навыки для выразительного чтения стихотворения)

  1. Хорошая дикция – произношение, степень отчетливости слов и слогов в речи, чистое, правильное произнесение звуков и их со­четаний.
  2. Обязательно голосом выделять важные по смыслу слова.
  3. Необходимо соблюдать:
    • размер (время, затрачиваемое на произнесение каждой стихотворной строки, должно быть одинаковым на протяжении всего стихотворения.
    • рифму  (определенное чередование ударных и неударных слогов).
  4. Определить содержанием стихотворения:
    • интонацию чтения; 
    • темп (скорость чтения);   
    • громкость чтения;   
    • жесты и мимику  
  5. Нужно выразить:
    • эмоции, которые хотел вызвать поэт;
    • свои  собственные эмоции, отражающие твое понимание стихотворения
  6. Выбрать стиль чтения стихотворения, который больше подходит для тебя лично и для данного произведения.  

ПАМЯТКА 2

(Анализ поэтического произведения)

  1. Как ты думаешь, какое было настроение у автора, когда он писал это стихотворение?
  2. Что могло послужить толчком для создания этого произведения?
  3. Какие строчки показались тебе наиболее образными ?
  4. Какие рифмы показались тебе самыми необычными, новыми, удивительными?
  5. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотво­рении.
  6. Какова роль этих сравнений?
  7. Какие слова употреблены в переносном значении?
  8. При каких обстоятельствах тебе могли бы вспомниться строки этого стихотворения?
  9. Какую иллюстрацию ты бы нарисовал к этому стихотворению?
  10. Какая музыка подходит для этого стихотворения?

ПАМЯТКА 3

(Какое стихотворение  выбрать для заучивания наизусть)

  1. Короткое стихотворение выразительно прочитать намного труднее, чем длинное (не успеваешь себя выразить)
  2. «Сюжетные» стихотворения для заучивания намного легче.

ПАМЯТКА 4

(Как выучить стихотворение наизусть)

  1. Прочитай  стихотворение или прозаический отрывок "про себя".
  2. Прочитай  стихотворение или прозаический отрывок "вслух";
  3. Раздели  стихотворение на смысловые части (можно использовать деление на строфы);
  4. Заучивай  по одной части, повторяя вместе каждый раз ранее выученное + новую заученную часть;
  5. Расскажи  стихотворение наизусть;
  6. Повтори  стихотворение перед сном и с утра.

ПАМЯТКА 5

(Памятка  чтения стихотворение в классе)

  1. Перед чтением стихотворения надо произнеси ФИО автора и название стихотворения.   
  2. Нельзя начинать читать в шумном классе. Дождись тишины.
  3. Чтобы не волноваться и не сбиться, смотри чуть выше голов слушателей или на доброжелательное  лицо в классе.
  4. Не откликайся на провокации и смешки (к сожалению, такое бывает).  Спокойно продолжай выступление, тогда в классе тебя будут слушать.
  5. Не читай, повернувшись к учителю (как бы адресуя выступление одному учителю). Тогда в классе станет шумно. 
  6. При чтении не спеши  (торопливость - главный недостаток).
  7. Спокойно заканчивай чтение. Не «проглатывай» последних слов (не читай их торопливо). Этим ты испортишь всё впечатление от чтения.

 Содержание

  1. Повторение метров.
  2. Повторение размеров.
  1. Повторение.
  2. Повторение одномерных и разномерных стихов. Вольный стих.
  3. Повторение.  
  1. Повторение рифм + гипердактилическая рифма.
  2. Точная рифма.
  3. Точная и неточная рифма.
  4. Богатая рифма.
  5. Стёртые и нестёртые рифмы.
  6. Повторение. 
  7. Белые стихи.
  8. Строфа.
  9. Строфа. Перекрёстная рифма в четверостишии. 
  10. Строфа. Кольцевая рифма в четверостишии.
  11. Строфа. Парная рифма в четверостишии.
  12. Строфа. Другие схемы рифмовки в четверостишии.
  13. Повторение. 
  14. Строфа. Различные схемы построения пятистишия.
  15. Строфа. Различные схемы построения шестистишия.
  16. Строфа. Различные схемы построения строф с числом стихов большим, чем шесть.
  17. Стихотворные размеры в строфе.
  18. Повторение. 
  19. Народный стих. Былинный стих.
  20. Повторение 
  21. Повторение 
  22. Урок-сценарий

Скачать бесплатно

книгу Узоровой О.В-Нефедовой Е.А.

КАК НАУЧИТЬ ВАШЕГО РЕБЁНКА ПИСАТЬ СТИХИ. 4 КЛАСС


скачать

 

 Как научить Вашего ребенка писать стихи.4 класс. Часть 4 <<<|  

 

 

 

Перейдя по ссылке, Вы сможете приобрести описанные в статье книги в удобном для Вас интернет-магазине