Закрыть
Поиск
Расширенный поиск
Пользователь
Расширенный поиск
Выберите категорию:
Выбор по возрасту:
Выбор магазина:
Новинка:
Спецпредложение:
Результатов на странице:
Главная \ Об авторе. Глава 2

Об авторе. Глава 2

« Назад

19.09.2014 14:48

Главу 1 можно прочитать здесь...

 

Глава 2

Как важны первые годы работы в школе – о начальной школе моей гимназии

об автореВторой год работы в школе молодого специалиста… точно лучше, чем первый! ))) И теперь я знаю на практике, что в сильной школе куют хорошие кадры.

У нас была очень яркая, сильная, креативная и сплочённая  начальная школа. Третьим учителем в моей параллели, кроме меня и Базуновой Нины Ильиничны,  была Постовалова Лариса Ивановна – очень талантливый учитель и тоже мой наставник, у которого я многому научилась. К сожалению, после лет 15 работы в школе Лариса Ивановна ушла в бизнес. Мы проработали вместе немного, года 2-3, но вспоминаю я её до сих пор с чувством большой благодарности.

Каждый учитель в нашей школе был чем-то особенно уникальным. Например, Егорова Ирина Леонидовна, очень мягкий и светлый человек, была нашим солнышком и согревала тёплой улыбкой не только своих учеников, но и нас. Она изумительно готовила и проводила праздники для детей. Умела организовать красиво и наш досуг в школе – все методобъединения мы заканчивали у неё в классе за красиво сервированным столом и… как обычно, с бесконечным  продолжением обсуждения школьных дел ))) (мне кажется, где бы и когда бы ни собрались учителя, тема для нас всегда одна – ШКОЛА). Ещё Ира вела первую коммерческую игру в классе, которую разработала сама. От неё я много почерпнула для себя и своего класса, вводя уже свои элементы и правила.

Колоскова Елена Николаевна – человек, умеющий делать всё чётко, быстро, с неподражаемым чувством юмора и задором. Очень сильный учитель, она не побоялась почти сразу окунуться (в сильно загадочную для меня до сих пор) систему Эльконина-Давыдова. Лена настолько глубоко погрузилась туда, что преподает по этой программе до сих пор, очень умело корректируя её сложные моменты. Колоскова стала тогда для моего завуча, Парамошиной Людмилы Ивановны, неким островком стабильности, понятности и спокойствия, так как я, конечно, для нашего завуча была неким испытанием (каюсь))) P.S. Людмила Ивановна, спасибо Вам большое за всё!

Яркий приход в школу Лазаревой Ольги Николаевны, вернувшейся очень бодрой после декрета, меня тогда изумил. У Ольги Николаевны был тогда уже и взрослый сын, и маленький, только что родившийся Илюша. Она как-то по-матерински, и заботливо, и строго, и очень тепло общалась и со своими учениками, и с нами всеми. Как бесподобно она вела уроки литературы… как мастерски приучала детей любить книгу и читать. У Лазаревой были не только очень сильные выпуски начальной школы – очень много медалистов среди её учеников было и в 11-ых классах.

об автореМы, повторюсь, были все очень дружны. Колоскова Елена Николаевна и Егорова Ирина Леонидовна по сей день работают в школе. Лазарева Ольга Николаевна ушла нести доброе и вечное внукам.

Мы дружим все до сих пор. Я всё ещё учусь у этих людей. Без своей такой сильной и дружной начальной школы, без их советов, без их ежедневной поддержки, я бы не смогла состояться ни как учитель, ни как автор учебников и учебных пособий.

Хочется обратиться к учителям. Старайтесь беречь свой коллектив, быть дружными. Это очень важно для раскрытия таланта в каждом из вас.

 

Как мы вместе с Еленой Нефедовой писали нашу  книгу
 – «Справочное пособие по русскому языку 1 класс».

После нашей эпохальной встречи с Нефедовой, после того, как я побывала на её уроках, а она на моих, у нас с ней пошли бурные обсуждения того, что ни один учебник русского языка нас полностью не устраивает. Нам хотелось, чтобы и темы шли в нужном нам порядке, и их подача была более ясной. Самостоятельную работу хорошо бы проводить маленькую, но с индивидуальным подходом к каждому ребёнку, а домашняя работа была бы разработана к каждому уроку…

А так как меня муж уже усадил за компьютер, и я уже вовсю систематизировала свои наработки за год, то в голову пришла логичная идея, что раз мы с Нефедовой вот так одинаково мечтаем, то почему бы нам это на практике не воплотить и... написать свой учебник. В 23 года идея, наверное, слегка нахальная… но Лене было аж 28 (по моим тогдашним меркам – возраст более, чем серьёзный. Я с трудом первое время Лену на ТЫ называла ))) и практики у неё было намного больше. 

Хотелось бы сразу уточнить. Мы сели писать учебник по русскому языку, в первую очередь, чтобы давать детям лучшие знания. В то время мысль, что нас когда-нибудь напечатают, лишь витала в очень туманных фантазиях.

Началась работа над книгой в учебном году. То есть сразу после уроков Лена приходила ко мне домой, где мы вместе работали ещё часов шесть. Поздно вечером садились за проверку тетрадей и написание планов уроков.

Наступило лето, начиная с которого у нас об автореещё лет 10 не было ни каникул, ни выходных, ни праздников. Наша работа в летние каникулы начиналась с 7-8 утра и заканчивалась, когда в час ночи мой муж шел провожать Лену домой. То есть летом рабочий день у нас длился часов 17-18. Причем очень редко маме Лены (когда мы работали не у меня дома) удавалось нас отогнать от компьютера и усадить обедать, чтобы съесть тарелку супа за столом, как все нормальные люди.  Обычно мы с Леной, не отходя от компьютера, перебивались яблоком, кефиром, чаем, бутербродом, поскольку обед отнимал минимум минут 30-40 драгоценных минут.

Мы разрабатывали каждый урок. К каждому уроку – самостоятельную работу 3-ёх уровней (базовый, усложнённый и олимпиадный) для двух вариантов и домашнюю работу с серией грамматических заданий на закрепление нового и повторение пройденного. В конце книги мы поместили разнообразнейшее приложение с мини-словарями, тестами для изложений и сочинений, стихотворениями для письма по памяти и пр.

Забегу немного вперёд. Этот учебник наши издатели назвали «Справочное пособие по русскому языку». Я делала тогда всё возможное, доказывая издателям, что это УЧЕБНИК! Учебное пособие, а не справочник! Издатели были непреклонны. Мне было сказано: «Если книга получилась хорошая – купят и такую. И будут дальше покупать». Я сдалась. Сейчас «Справочное пособие по русскому языку» для всех классов – книги-бестеллеры на протяжении почти 20 лет. Но тогда, после написания «Справочного пособия по русскому языку. 1 класс», до нашей изданной первой книги было еще очень долго. Все материалы своих разработок мы распечатывали на принтере и каждый день раздавали нашим ученикам.

 

Два года хождения по мукам – нигде нас не издают.

об автореМы писали «Справочное пособие по русскому языку. 1 класс» почти год. За это время мы завершили работу над книжкой, начатой мною на пляже в Геленджике, впоследствии получившей название «350 упражнений по русскому языку. 1-3 классы», а также написали много разработок по математике. У меня была какая-то непоколебимая уверенность, что наш собранный и систематизированный материал, который уже оформился в книгу, точно принёс бы пользу и учителям, и детям, и родителям.

Мы написали книгу, «350 упражнений по русскому языку. 1-3 классы», подходящую  ко всем программам. Ведь что такое разные методики и программы в начальной школе? Это, прежде всего, разный способ подачи материала. На подачу нового обычно дается 1-2 урока, а потом много уроков идёт закрепление и отработку. И вот такого материла на отработку пройденного учителям всё время не хватает.

Мы с Леной тогда ещё подумали, что будет удобнее, если учителю не придётся выискивать сотни полезных слов для работы над темой. Пусть лучше каждый учитель потратит это время на что-то творческое, необходимое именно для его класса. А такую обычную базу – мы предоставим всем в наших книгах.

И вот с такой светлой идей и уверенностью мы и стали ходить по издательствам… За это время мы успели постучаться в двери практически каждого. Два года в нас не верил никто.

К концу второго года мы уже были искренно благодарны тем, кто нас не обругал, не написал в рецензии на нашу книгу массу обидных и оскорбительных слов. И вердикт был у всех один – такая книга в  школе не нужна.

Пурга, метель, мы с Леной идём после очередного отказа, свистит холодный ветер, снег забивается под пальто…

- Оля, ну не напечатают нас никогда! Кто мы? Девочки с улицы пришли. Нет у нас протекции ни от кого! И не будет!

- Лен, напечатают. И не нужны нам с тобой ничьи протекции! Сами прорвёмся…

 

В нас поверили! – издательство Аквариум.

Издание первой книги «350 упражнений по русскому языку»,

 издание второй книги «2000 заданий по математике».

Это сейчас в Интернете есть телефоны и адреса сотен издательств. В конце 90-ых такой роскоши не было. Мы с Еленой Нефедовой уже были в  десятках издательств, адреса которых мы узнали из средств массовой информации. Были еще десятки крохотных издательств, о которых можно было узнать,  только прочитав выходные данные на их книгах. Этим мы и занялись. Благо в книжных магазинах я бывала часто, книг покупала много, и библиотека учебной литературы занимала большую часть моей комнаты.

Начиналось всё очень лирически: отшумели февральские вьюги, мы как раз подсчитали, что второй год никто наши печатные труды всерьёз не воспринимает, но первые мартовские лучи вселили в нас лучик надежды на светлое будущее.

Я сидела на диване и, активно пользуясь своими навыками врождённого скорочтения,  выписывала из словаря какие-то очередные необходимые слова для отработки уже даже не помню чего, а Лена брала с полки одну за другой книгу, читала мне название книги, издательства и сообщала, указан ли телефон издательства. Если телефон был указан, то я звонила, мы получали очередной отказ и продолжали…

День уже давно перевалил за вторую половину и клонился к вечеру, когда Лена, вытянув очередную книгу, пробормотала её название и название издательства – «Аквариум». Я пробурчала:

- Вот дурацкое название! А причём здесь учебка?

- Это и не учебка! Тут про хомяков!

- Про хо-мя-ков?!

Я поняла, что книга попала на полку по ошибке. Но издательство указало свой телефон. Я решила позвонить. Диалог был памятным:

- Здравствуйте, это издательство «Аквариум»?

- Да.

- У нас есть книга для младших школьников по русскому языку. Вы такое печатаете?

- А вам в какой обложке напечатать? В твердой или в мягкой?

Вот тут я опешила… Это был первый такой креативный ответ нам за два года! Я не нашла ничего лучшего, чем брякнуть:

- А нам по-барабану!

- А приезжайте!

- Сегодня работаете?

- Да, приезжайте!

Лена, слушая наш нестандартный диалог, так и застыла красивой статуей посреди комнаты.

- Оль, чего это ты? Почему по-барабану? Что по-барабану?

- Лен, а что они прикалываются, спрашивают, в какой обложке нас напечатать?

- Может, не поедем? Они всё равно другое издают… только время потеряем.

- Нетушки… поедем, поглядим на таких умных!

И мы поехали… без особой надежды на успех.

Владельцами издательства «Аквариум» были Андрей Старцев и Николай Ефименко. Ребятам было по 30 лет, но для меня они казались тогда очень взрослыми и опытными. Книги они печатали очень разные. Много по уходу за животными, но и учебные книги у них тоже издавались.

Старцев как-то сразу оптимистично в нас поверил и решил рискнуть, сделав тираж. Ефименко очень опасался и утверждал, что он вот лично, практически вчера где-то вроде бы видел что-то почти такое же… и хитро на нас смотрел, всем своим видом предлагая нам расколоться и покаяться ))) Мы точно знали, что ничего похожего нет и стояли на своём.

Андрей Старцев тогда взял ответственность на себя, Коля Ефименко махнул рукой и… мы подписали буквально дня через три наш первый договор на книгу «350 упражнений по русскому языку» (та, первая, была сиреневого цвета. Теперь обложка жёлтая).

Гонорар за эту книгу мы получили каждая вшестеро меньше, чем наша одна месячная учительская зарплата, которая на тот момент была и так мизерной. Но это нас не расстроило ни капельки. Самое главное для нас было то, что в нас, наконец, поверили! Тираж в 25 тысяч экземпляров улетел за месяц.

Нам был задан вопрос: а ещё что-нибудь такое же хорошее у вас есть? Конечно, есть! Еще бы не было! Мы все эти два года не только стучали в двери издательств, но и работали в школе, и писали много разработок.

Второй нашей книгой стала «2000 заданий по математике».  В этой книге были даны почти все виды и типы задач, а в конце книги – объяснения и почти все виды примеров. 25-тысячный тираж тогда тоже закончился за месяц.

Издание (наконец!) «Справочного пособия по русскому языку»

Когда и вторая книга так же хорошо и быстро продалась, наши издатели нами заинтересовались уже всерьёз. Мы решили предложить к изданию наши разработки уроков с трёхуровневыми (по сложности) самостоятельными работами к каждому уроку и разработанной программой домашних работ, которая не только закрепляла тему сегодняшнего  урока, но и систематически повторяла весь предыдущий материал.

Мы гордо вручили  издателям 1200 страниц первого класса и… получили жесткое требование сократить книгу до 264 страниц. Вот такого удара судьбы я даже не ожидала. КАК можно 1200 страниц сократить до 264? Но, как оказалось, это возможно )))

Мы сократили в приложении все словари, оставив только самое необходимое. Сократили многое другое по развитию речи. Все это потом появилось в других книгах.

Назвали издатели эту нашу книгу «Справочным пособием по русскому языку. 1 класс». По поводу названия я тоже вступила в неравный бой и… проиграла.

Таким образом, на свет появились книги: «Справочное пособие по русскому языку. 1 класс», «Справочное пособие по русскому языку. 2 класс» и «Справочное пособие по русскому языку. 3 класс».

об автореЧерез несколько лет вся начальная школа перешла на четырёхлетнее образование. Мы тогда дописали для первого класса четырёхлетней школы «Новое справочное пособие по русскому языку. 1 класс». И все классы сдвинулись на один. На названиях обложках это тоже отразилось. Таким образом, теперь у нас такая линейка:

1 класс – «Новое справочное пособие по русскому языку. 1 класс».

2 класс – «Справочное пособие по русскому языку. 1-2 класс».

3 класс – «Справочное пособие по русскому языку. 3 класс».

4 класс – «Справочное пособие по русскому языку. 4 класс».

 

О наших первых книгах и их современных расширениях и продолжениях

 

Про книги  «Справочное пособие по русскому языку» и «Русский язык. Упражнения и тесты для каждого урока».

К каждому классу «Справочного пособия по русскому языку» недавно в издательстве вышли книги:

  • «Русский язык. 3 класс. Упражнения и тесты для каждого урока».
  • «Русский язык. 4 класс. Упражнения и тесты для каждого урока».

Уже сданы в печать:

  • «Русский язык. 1 класс. Упражнения и тесты для каждого урока».
  • «Русский язык. 2 класс. Упражнения и тесты для каждого урока».

Каждое пособие содержит тематические и тестовые задания по всему курсу русского языка для указанного класса. То есть к каждому уроку «Справочного пособия» на все темы разработаны тест и карточка с проверочными вопросами-заданиями. Для чего мы разработали эти дополнительные пособия?

  • Во-первых, мы в несколько сот раз увеличили количество тестов на любую тему по русскому языку, так как форма тестирования ЕГЭ и ГИА преимущественно тестовая. Хочется приучить детей не бояться такого вида работы.
  • Во-вторых, во всех классах очень разные дети, да и сами классы даже в одной параллели разные. Большое количество подобранного материала на любую тему поможет учителям подойти индивидуально к каждому ученику.

Эти книги также подойдут к любому включенному в Федеральный перечень учебнику. 

Пособия будут полезны школьникам в качестве дополнительного материала для занятий в школе и дома.

Про книги «350 упражнений по русскому языку»
и «Правила и упражнения по русскому языку. 1-5 класс».

Через несколько лет после выхода книги «350 упражнений по русскому языку» мы собрали ещё много материала для разных тем и увеличили количество самих тем в книге. Кроме того, мы задумались о 5-ом классе. Ведь 5-ый класс русского языка очень связан с начальной школой, так как в самом пятом классе заложено много часов на повторение пройденного. Кроме того, некоторые программы предусматривают изучение отдельных тем 5-го класса в начальной школе.

Чтобы удовлетворить все эти пожелания учителей, мы расширили список слов на отработку в каждой теме, включая темы 5-го класса, и выпустили книгу «Правила и упражнения по русскому языку. 1-5 класс».

Книги «350 упражнений по русскому языку» и «Правила и упражнения по русскому языку. 1-5 класс» до сих пор переиздаются и пользуются большой популярностью. Видимо, для одних классов достаточно минимальное количество нужных тем, а другим нужен расширенный вариант. Всё очень индивидуально.

 

Про книги «2000 заданий по математике»,
«2500 задач по математике» и «2500 задач по математике с ответами». 

Через несколько лет после выхода книги «2000 заданий по математике» мы расширили список тем, видов и типов задач, и составили зачёты-проверки после прохождения 2-3 тем. Уже не хватило места для примеров, которые были даны в «2000 заданий по математике»,  но мы решили, что пожертвуем ими, чтобы лучше и подробнее подать текстовые задачи. Так появилась  книга «2500 задач по математике», которая тоже до сих пор пользуется большим спросом. Ещё через несколько лет по многочисленным просьбам сильно занятых учителей и родителей ))) мы написали ответы ко всем задачам сборника «2500 задач по математике». Так на свет появилась книга «2500 задач по математике с ответами». 

И «2000 заданий по математике», и «2500 задач по математике», и «2500 задач по математике с ответами» - все эти книги уже переиздавались сотни раз и  издаются до сих пор.

 

Глава 3

  • Первые книги: реакция наших коллег на нас и наши книги )))
  • Издание новых книг
  • Совмещение двух работ – написание книг и работы в школе. Сложности.
  • Почему печатаете на такой плохой бумаге? Битва за лучшую…
  • Нас перевели в издательство АСТ
  • План – три-четыре книги в месяц…

Продолжение следует...

Перейдя по ссылке, Вы сможете приобрести описанные в статье книги в удобном для Вас интернет-магазине



Комментарии


2016-05-09 20:31:56 Ольга Михайловна Шитова #
Уважаемые, Узорова Ольга Васильевна и Нефедова Елена Алексеевна! Как хорошо,что нашла Ваш сайт! Хочу выразить Вам свою благодарность за ваш труд, такой кропотливый и обстоятельный! Много лет пользуюсь вашими книгами,несмотря на то, что учебные комплекты менялись в ходе работы.Желаю Вам новых творческих успехов и находок!

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: