Подобрать товар
Учебные методические материалы для учителей, родителей и детей

Как научить Вашего ребенка писать стихи. 3 класс Часть 4

« Назад

УРОК - СЦЕНАРИЙ

Учитель

Вот и закончился учебный год. За это время ребята нашего класса не только узнали много нового о теории поэзии, прочитали и выучили наизусть много стихотворений классиков поэзии, но и приобрели богатый опыт в написании своих стихов.

Ученик 1

Прекрасные стихотворения, как живые существа, входят в круг нашей жизни. Они то учат, то зовут, то благословляют. Среди них есть ангелы-хранители, мудрые вожди и милые друзья. Под их влиянием люди любят, переживают, творят, совершают добрые дела.

Ученик 2

…Поэт всегда господин жизни, творящий из неё, как из драгоценного материала, свой образ и подобие.  Даже загадкам жизни поэт радуется, как наездник резким скачкам коня.

Н. Гумилёв

Ученик 3

Как я пишу стихи

Рождается внезапная строка,

За ней встаёт немедленно другая,

Мелькает третья ей издалека,

Четвёртая смеётся, набегая.

Ученик 4

И пятая, и после, и потом,

Откуда, сколько, я и сам не знаю,

Но я не размышляю над стихом,

И, право, никогда – не сочиняю.

К. Бальмонт

Ученик 5

Стихи рождаются, как бред,

Их лишь потом разумно правит,

Как волшебство его оставит,

Спокойною рукой поэт.

Ученик 6

Но он не знает, что творит,

В момент священного восторга,

В нём стих как музыка звучит,

Загадочно и гордо.

А. Шаталов

Ученик 7

Происхождение отдельных стихотворений таинственно схоже с происхождением живых организмов. Дума поэта получает толчок из внешнего мира, иногда в незабываемо-яркий миг, иногда смутно. Всё действует на ход её развития – и косой луч луны, и внезапно услышанная мелодия, и прочитанная книга, и запах цветка. Всё определяет её будущую судьбу.

Н. Гумилёв

Ученик 8

Стихотворство – род познанья, возвышающего дух.

Речь божественная с пользой услаждает людям слух.

Мерным словом упиваться может каждый, кто не глух.

Речь обычная пространна, стих же краток и упруг.

Ученик 9

Испытаньем иноходцу служит дальняя дорога,

Игроку – удар искусный, если мяч рассчитан строго.

Для певца же дело чести – ширь стихов, богатство слога,

Он и сам коня осадит, увидав, что речь убога.

Ученик 10

Если вдруг в стихотворенье речь становится невнятна,

Присмотреться стихотворцу и полезно и приятно:

Увидав свою ошибку, он попятится обратно

И, геройски в мяч ударив, победит неоднократно.

Ученик 11

Кто два-три стишка скропает, тот, конечно, не творец,

Пусть себя он не считает покорителем сердец.

Ведь иной, придумав глупость, свяжет рифмою конец

И твердит, как мул упрямый: «Вот искусства образец!»

Ученик 12

Небольшой стишок – творенье стихотворца небольшого,

Не захватывает сердца незначительное слово.

Это жалкий лук в ручонках у стрелочка молодого:

Крупных он зверей боится, бьёт зверушек бестолково.

Ученик 13

Мелкий стих подчас пригоден для пиров, увеселений,

Для любезностей весёлых, милых шуток, развлечений.

Если он составлен бойко, он достоин одобрений.

Но певец лишь тот, кто создан для значительных творений.

Ш. Руставели в переводе Н. Заболоцкого

Ученик 14

В те дни, во мгле дубравных сводов,

Близ вод, текущих в тишине,

В углах лицейских переходов

Являться муза стала мне.

Ученик 15

Простите, хладные науки!

Простите, игры первых лет!

Я изменился, я поэт,

В душе моей едины звуки

Переливаются, живут,

В размеры сладкие бегут.

А. Пушкин (из романа в стихах «Евгений Онегин»)

Ученик 16

Зеркало в зеркало, сопоставь две зеркальности, и между ними поставь свечу. Две глубины без дна, расцвеченные пламенем свечи, самоуглубятся, взаимно углубят одна другую, обогатят пламя свечи и соединятся им в одно.

Это образ стиха.

Ученик 17

Две строки напевно уходят в неопределённость и бесцельность, друг с другом не связанные, но расцвеченные одною рифмой, и, глянув друг в друга, связываются, и образуют одно, лучисто-певучее, целое. Этот закон триады, соединение двух через третье, есть основной закон нашей Вселенной.

Мир есть всегласная музыка. Весь мир есть изваянный стих.

К. Бальмонт

Ученик 18

У каждого метра есть своя душа, свои особенности и задачи. Ямб, как бы спускающийся по ступеням, свободен, ясен, твёрд и прекрасно передаёт человеческую речь.

Ученик 19

Хорей, поднимающийся, окрылённый, всегда взволнован и то растроган, то смешлив; его область – пение.

Ученик 20

Дактиль, опираясь на первый ударяемый слог и качая два неударяемые, как пальма свою верхушку, мощен, торжественен, говорит о стихиях в их покое, о деяниях богов и героев.

 Ученик 21

Анапест – его противоположность, стремителен, порывист, это стихии в движении.

 Ученик 22

Амфибрахий, баюкающий и прозрачный, говорит о покое. Различные размеры этих метров тоже разнятся по их свойствам: так, четырёхстопный ямб чаще употребляется для лирического рассказа. Пятистопный – для рассказа эпического или драматического. Шестистопный – для рассуждения.

Н. Гумилёв

Ученик 23

Хореи и ямбы с их звуком коротким

Я слышал в журчанье ручьёв,

И голубь своим воркованием кротким

Учил меня музыке слов.

Ученик 24

Качаясь под ветром, как в пляске, как в страхе,

Плакучие ветви берёз

Мне дали певучий размер амфибрахий,

В нём вальс улетающих грёз.

Ученик 25

И дактиль я в звоне ловил колокольном,

И в марше солдат – анапест,

Наивный мой опыт был с детства невольным,

Как нежность на лике невест.

К. Бальмонт

Ученик 26

Так, признаюсь, мила мне рифма-побрякушка,

Детей до старости весёлая игрушка.

Аукаться люблю я с нею в темноту,

Нечаянно ловить шалунью на лету

И по кайме стихов и с прихотью и с блеском

Ткань украшать свою игривым арабеском.

П. Вяземский

Ученик 27

 «Поэзия – лучшие слова в лучшем порядке». (Кольридж)

Стих льётся, как струя густого, душистого и сладкого мёда, веришь, что только он – естественная форма человеческой речи, и разговор или прозаический отрывок после кажутся чем-то страшным.

Н. Гумилёв

Ученик 28

Пишущий стихотворение пишет его не потому, что он рассчитывает на посмертную славу. Пишущий стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или просто диктует следующую строчку. Начиная стихотворение, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлён тем, что получилось.

Ученик 29

 Потому что часто получается лучше, чем он предполагал, часто мысль его заходит дальше, чем он рассчитывал. Порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение удаётся оказаться там, где до него никто не бывал, – и дальше, может быть, чем он сам бы желал.

Ученик 30

Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихосложение – колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, и называется поэтом.

И. Бродский

Учитель

А теперь наши юные поэты прочтут вам стихи, которые они написали сами. (Дети читают стихотворения собственного сочинения)

ЗАДАНИЕ НА ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ

  1. Продолжай читать стихотворения известных поэтов.
  2. Как можно больше заучивай наизусть красивых стихотворений. За неделю – минимум одно стихотворение.
  3. Пиши стихотворения - подражания великим поэтам. Не стесняйся! Они тоже так делали.
  4. Заведи свою «Поэтическую тетрадь», в которую ты будешь записывать не только свои готовые стихотворения, но и пришедшие тебе в голову интересные мысли, строчки, рифмы, сравнения, метафоры, эпитеты, олицетворения, темы стихотворений и т. д. У всех великих поэтов были такие тетради! 
  5. Выписывай в эту же тетрадь самые красивые строки из стихотворений других поэтов.
  6. Напиши поэму или цикл стихотворений.

Возможные темы

  • Природа родного края
  • Интересное путешествие
  • Интересное событие (или несколько событий)
  • Сказка в стихах
  • Фантастические события
  • Своя тема

 

СЛОВАРИ

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕРМИНОВ

Амфибрахий – стихотворный метр, при котором в трёхсложной стопе стихотворное ударение падает на второй слог. Соответствует ритму: безударный слог – ударный слог – безударный слог – безударный слог – ударный слог – безударный слог и т. д. Например:

Всё то, что сияло и пело,

В осенние скрылось леса,

И медленно дышат на тело

Последним теплом небеса.

Н. Заболоцкий

Анапест – стихотворный метр, при котором в трёхсложной стопе стихотворное ударение падает на третий слог. Соответствует ритму: безударный слог – безударный слог – ударный слог – безударный слог – безударный слог – ударный слог и т. д. Например:

Осветив черепицу на крыше

И согрев древесину сосны,

Поднимается выше и выше

Запоздалое солнце весны.

Н. Заболоцкий

Антонимы – слова, противоположные по значению. Они помогают лучше передать  противоречия, противопоставить явления. Например: верх – низ, победа – поражение, быстрый – медленный, тихо – громко.

Белые стихи – нерифмованные стихи. Например:

Листами изумрудными

Леса зазеленеются,

И вместе с травкой бархатной

Взойдут цветы душистые.

С. Дрожжин

Вдохновение – состояние творческого подъёма, момент наивысшего напряжения во время творческой работы. В это время особенно отчётливо работает сознание писателя и поэта, выражающего свою идею, свой замысел в художественных образах, созданных его воображением на основе накопленных наблюдений.

Такое состояние характерно и для учёного, совершающего научное открытие, и для политика, принимающего ответственное решение, и для художника, создающего картины.

Вольные стихи – стихи с разным количеством стоп в каждом стихе, причём чередование стихов с разным количеством стоп происходит свободно, без определённой схемы. Например:

По улицам Слона водили,

Как видно, напоказ, –

Известно, что слоны в диковинку у нас, –

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться,

Ну, так и лезет в драку с ним.

И. Крылов

Восьмистопный стих – стих, который содержит восемь стоп. Например:

Стихотворство – род познанья, возвышающего дух.

Речь божественная с пользой услаждает людям слух.

Мерным словом упиваться может каждый, кто не глух.

Речь обычная пространна, стих же краток и упруг.

Ш. Руставели в переводе Н. Заболоцкого

Дактилическая рифма – рифма, в которой в рифмующихся словах ударение падает на третий от конца (предпредпоследний) слог. Например: тонкая – звонкая, лестница – вестница.

Дактиль – стихотворный метр, при котором в трёхсложной стопе стихотворное ударение падает на первый слог. Соответствует ритму: ударный слог – безударный слог – безударный слог – ударный слог – безударный слог – безударный слог и т. д. Например:

Солнце за горку ушло,

Светит косыми лучами.

В воздухе сыро, тепло,

Белый туман за прудами.

А. Блок

Двустишие, или дистих – сочетание двух стихотворных строк, связанных общей рифмовкой и объединяющей их интонацией.

Двустопный стих – стих, который содержит две стопы. Например:

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

А. Толстой

Женская рифма – рифма, в которой ударение в рифмующихся словах падает на предпоследний слог. Например: туча – круча, мальчик – пальчик.

Кольцевая схема рифмовки –  если в четверостишии первая строчка рифмуется с четвёртой, а вторая – с третьей. Например:

Свежеют с каждым днём и молодеют сосны,

Чернеет лес, синеет мягче даль,

Сдаётся наконец сырым ветрам февраль,

И потемнел в лощинах снег наносный.

И. Бунин

Кольцевую схему записывают так: АББА.

Метафора (от греческого слова «перенос») – употребление образного выражения или слова в переносном его значении. Метафора используется для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами. Например, вместо того чтобы сказать: при сильном волнении на море на гребнях волн образуется белая пена, похожая на седую гриву лошади, – Н. Гумилёв, используя метафору, создаёт образное представление о море:

 

Седою гривой машет море.

 

Метр (стихотворный) – схема чередований ударных и безударных слогов в стихе. Существует пять стихотворных метров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

Мужская рифма – рифма, в которой ударение в рифмующихся словах падает на последний слог. Например: сундук – барсук, кора – нора.

Одномерные стихи – стихи, содержащие равное количество стоп. Например:

 

И бодрым шагом в глубь дубравы

 

Спешит поэт, достойный славы,

Но притаившиеся тут

Его убийцы стерегут.

Ф. Шиллер в переводе Н. Заболоцкого

Одностопный стих – стих, который содержит одну стопу. Например:

 

Захожу

 

В магазин

И прошу

Керосин.

Олицетворение – один из приёмов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями. Например, у Б. Пастернака:

Июль с грозой, июльский воздух

Снял комнаты у нас внаём.

Парная схема рифмовки – если в четверостишии первая строчка рифмуется со второй, а третья – с четвёртой. Например:

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури.

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

А. Пушкин

Парную схему записывают так: ААББ.

Перекрёстная схема рифмовки –  если в четверостишии первая строчка рифмуется с третьей, а вторая – с четвёртой. Например:

Синело небо. Было тихо.

Трещали на лугу кузнечики.

Нагнувшись, низкою гречихой

К деревне двигались разведчики.

Б. Пастернак

Перекрёстную схему записывают так: АБАБ.

Поэзия (от греч. poiéo – создаю, творю). С первой трети ХХ в. поэзией стали называть все стихотворные произведения, тем самым отделив её от прозы.

Поэт – человек, который сочиняет стихи.

Плагиат (от латинского слова «похищение») – выдача чужого произведения или части его за своё, литературная кража.

Проза (от латинского слова «простая речь») – художественное произведение, написанное обычной, свободно организованной, а не мерной стихотворной речью.

Пятистопный стих – стих, который содержит пять стоп. Например:

Глухая степь. Дорога далека!

Вокруг меня волнует ветер поле:

Вдали туман. Мне грустно поневоле.

И тайная берёт меня тоска.

Я. Полонский

Размер – стихотворный метр, при котором в стихе содержится определённое число стоп. Например: шестистопный ямб, трёхстопный амфибрахий, четырёхстопный дактиль.

Разномерные стихи  – стихи, содержащие неравное количество стоп. Разномерные стихи (в отличие от вольных) имеют определённую схему чередования. Например:

Замолкнул гром, шуметь гроза устала,

Светлеют небеса,

Меж чёрных туч приветно засияла

Лазури полоса;

 

Ещё дрожат цветы, полны водою

И пыли золотой, –

О, не топчи их с новою враждою

Презрительной пятой!

А. Толстой 

Здесь в каждом четверостишии пятистопный ямб чередуется с трёхстопным.

Рифма (от греческого слова «соразмерность, согласованность») – совпадающие, созвучные окончания двух или нескольких стихотворных строк, подчёркивающие ритм стиха.

Синоним (от греческого слова «одноимённый») – слово, отличающееся от другого слова по написанию, но совпадающее с ним или близкое ему по своему значению. Используя синонимы, писатель или поэт подбирает слово, передающее с наибольшей точностью необходимый ему оттенок смысла, интонации, и одновременно слово, необходимое ему по звучанию в тексте произведения. Например: теплынь – жара – зной

Сравнение – определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим общие признаки с первым. Сравнение даёт явлению или понятию то освещение, оттенок смысла, какой намерен придать ему поэт.

Сравнение либо просто указывает на сходство (он был похож на…), либо выражается с помощью слов-помощников (как, словно, будто, как будто и т. д.).

Стиль – характерные особенности языка и всего творчества писателя или поэта, по которым можно узнать его произведения.

Стих (от греческого слова «ряд, строй, порядок») – специально организованная речь; для стиха характерен ритм, а также частое использование таких средств повышения выразительности речи, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитет.

Стихом называется также отдельная стихотворная строка в стихотворении.

Стихотворение – небольшое поэтическое произведение в стихах.

Стихотворное ударение – ударение в стихе, которое обеспечивает нужный ритм, определённый стихотворный метр. Стихотворное ударение чаще всего совпадает с обычным ударением в слове. Но при необходимости безударный в обычной речи слог может принимать на себя стихотворное ударение. И наоборот, при необходимости ударный в обычной речи слог может не получить стихотворного ударения и считаться как бы безударным.

Стопа – повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов в стихе. Стопы бывают двухсложные и трёхсложные, причём стих состоит либо из одних двухсложных, либо из одних трёхсложных стоп. Положением стихотворного ударения в стопе определяется стихотворный метр стиха. Последняя стопа в стихе иногда бывает неполной – лишённой одного или двух безударных слогов, но ударный слог всегда остаётся. Ещё на конце стиха могут быть один или два безударных слога, не относящихся ни к одной стопе.

Строка – ряд слов, букв, знаков, написанных в одну линию.

Строки в стихотворении располагаются одна под другой или «лесенкой».

Например:

Ой-да,

            ой-да,

                       ой-да, ух!

Я лечу,

            лечу,

                       как пух!

А навстречу мне лесок

И неба теплого кусок!

И в речке синяя вода!

Ой-да,

            ой-да,

                       ой-да, да!

 Л. Квитко

Начало каждой стихотворной строки пишется с заглавной буквы при расположении их друг под другом.

При расположении «лесенкой» сдвинутая в сторону строка пишется со строчной буквы. Например:

Речки светлая струя

Изогнулась, как змея.

Вьётся так,

и вьётся сяк,

И вползает в березняк.

 Л. Квитко

Трёхстопный стих – стих, который содержит три стопы. Например:

Был снег, и тем не менее

Синица на сосне

Обменивалась мненьями

С другими о весне.

И. Уткин

Ударение – выделение голосом слога в слове.

Четверостишие – сочетание четырёх стихотворных строк, связанных общей рифмовкой и объединяющей их интонацией. Рифмовка в четверостишии может быть перекрёстной, кольцевой и парной.  

Четырёхстопный стих – стих, который содержит четыре стопы. Например:

Снежная замять дробится и колется,

Сверху озябшая светит луна.

Снова я вижу родную околицу,

Через метель огонёк у окна.

С. Есенин

Шестистопный стих – стих, который содержит шесть стоп. Например:

Над берегом, в тени раскидистых ветвей,

И трелил, и вздыхал, и щёлкал соловей.

Н. Языков

Эпитет (от греческого слова «приложение») – слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета. Например: шёлковые кудри, ясный день, ужасная гроза.

СЛОВАРЬ РИФМ

Женская рифма

–А`РА:

гагара, гитара, кара, отара, пара, тара, фара.

–А`РКА:

арка, байдарка, варка, жарка, кухарка, марка, овчарка, сварка.

–А`ХНУТЬ:

 ахнуть, бабахнуть, жахнуть, пахнуть, чахнуть.

–А`ЧИЙ:

индюшачий, казачий, кошачий, кусачий, лежачий, лягушачий, медвежачий, рачий, рыбачий, собачий.

–Е`ГА:

бега, забега, ковчега, коллега, ночлега, Олега, побега, разбега, снега, телега.

–Е`ДНИЙ:

передний, последний, предпоследний, соседний, средний

–Е`ДУ:

беседу, деду, еду, людоеду, непоседу, обеду, победу, поеду, следу, соседу, среду, торпеду, шведу

–Е`ДЫ:

беды, беседы, велосипеды, домоседы, кеды, короеды, краеведы, логопеды, людоеды, мопеды, муравьеды, обеды, среды, торпеды, шведы, языковеды.

–Е`НА:

арена, вена, гигиена, гиена, замена, измена, отмена, пена, сирена, смена, сцена.

–Е`СНЫЙ:

воскресный, древесный, интересный, небесный, отвесный, полновесный, пресный, словесный, телесный, тесный, тяжеловесный, чудесный.

–Е`СТНОСТЬ:

 известность, местность, окрестность, уместность, честность.

–Е`СТНЫЙ:

безвестный, известный, лестный, местный, неизвестный, нечестный, одноместный, прелестный, совместный, уместный, честный.   

–Е`ТА:

балета, билета, браслета, конфета, котлета, планета, Света, света, портрета, примета, ракета, ответа, пакета.

–Е`ТНЫЙ:

балетный, буфетный, заветный, заметный, каретный, котлетный, запретный, кассетный, конфетный.

–Е`ЧКА:

аптечка, гречка, дощечка, овечка, печка, речка, утечка.

–ЖУ`РЫ:

абажуры, купюры, куры, микстуры, понуры, скульптуры, температуры, фигуры, фуры, хмуры, шкуры.

–И`НА:

вершина, кабина, калина, картина, Катерина, льдина, осина, причина, пружина, равнина, резина, парусина, паутина.

–И`ВЫЙ:

болтливый, боязливый, визгливый, ворчливый, дождливый, правдивый, пугливый, справедливый, стыдливый.

–И`ДНЫЙ:

безобидный, видный, ехидный, завидный, змеевидный, инвалидный, невидный, незавидный, несолидный, обидный, солидный. 

–И`ЛЬНЫЙ:

ванильный, изобильный, мобильный, могильный, обильный, сверлильный, сильный, стабильный, стерильный, стильный, умильный, фамильный, чернильный.

–И`ТЕЛЬ:

вредитель, грабитель, делитель, правитель, глушитель, мыслитель, нарушитель, осветитель, усилитель, спаситель, утеплитель.

–О`ВКА:

винтовка, газировка, готовка, зимовка, маскировка, обновка, тренировка, уловка, упаковка.  

–О`ДНЫЙ:

беспородный, благородный, быстроходный, годный, дородный, доходный, ежегодный, народный, негодный, неугодный, огородный, однородный, переходный, пешеходный, полноводный, походный, пригодный, природный, угодный, чистопородный.

–О`ЖИЙ:

 бульдожий, непогожий, носорожий, погожий, похожий, пригожий, схожий, темнокожий, толстокожий.

–О`ЙНЫЙ:

достойный, разбойный, спокойный, стройный, хвойный.

–О`КИЙ:

высокий, глубокий, жестокий, кривобокий, невысокий, неглубокий, неширокий, одинокий, светлоокий, синеокий, темноокий, черноокий, широкий, ясноокий.

–О`ЛКА:

двустволка, заколка, засолка, иголка, монголка, полка, прополка, треуголка, футболка.

–О`МКА:

головоломка, котомка, кромка, незнакомка, поломка, соломка.

–О`НА:

ворона, зона, икона, корона, крона, оборона, персона.

–О`РА:

свора, ссора, обжора, шпора, контора, штора.

–О`РКА:

уборка, створка, скороговорка, пригорка, горка, корка, икорка, каморка, норка, подпорка, моторка, шторка, конфорка, оговорка, поговорка.

–О`РНЫЙ:

горный, повторный, покорный, плодотворный, помидорный, просторный, придворный, узорный.

–У`ЩИЙ:

 бегущий, ведущий, живущий, зовущий, предыдущий, ревущий, текущий, цветущий.

–Ы`ЛКА:

бутылка, кобылка, посылка, рассылка, ссылка, ухмылка.

–Ы`ЛЬНЫЙ:

мыльный, пыльный, рассыльный, ссыльный, тыльный. 

–Я`ЧИЙ:

бродячий, горячий, поросячий, ребячий, сидячий, стоячий, телячий, ходячий, цыплячий, щенячий.

Дактилическая  рифма 

–А`ЗАННЫЙ:

доказанный, наказанный, показанный, рассказанный, сказанный, смазанный.

–А`НАМИ:

буранами, великанами, вулканами, романами, стаканами, ураганами, фазанами, фонтанами, обманами, странами, капканами, океанами, пеликанами, планами, ранами, диванами, экранами, карманами, кафтанами, каштанами.

–А`НИЕ:

название, жужжание, мигание, вязание, желание, ржание, моргание, задание, приказание, умывание, страдание, внимание, сознание, задание,   рычание, здание, питание,окончание, знание,   шуршание, обещание, сознание, ворчание, журчание, состязание, наказание, замерзание, катание, метание, попадание, понимание, содержание, купание, старание, звучание, мычание.

–А`СТЫМИ:

глазастыми, головастыми, горластыми, зубастыми, клыкастыми, ушастыми, частыми, щекастыми, языкастыми.

–А`ТАМИ:

акробатами, лопатами, квадратами, закатами, плакатами, пиратами, палатами, ароматами, томатами, солдатами, датами, автоматами, канатами.

–А`ТКАМИ:

ватками, кроватками, нехватками, рогатками, палатками, заплатками, лопатками, куропатками, опечатками, перчатками.

–Е`ЛЬНИКИ:

бездельники, еженедельники, ельники, мельники, отшельники, понедельники, пчельники, тельники.

–Е`ЛЬНЫЕ:

акварельные, дельные, земельные, карамельные, модельные, недельные, отдельные, панельные, параллельные, поддельные, предельные, раздельные, смертельные, цельные.

–Е`НИЕ:

мгновение, поведение, сидение, гудение, удобрение, одобрение, зрение, уважение, сражение, снижение, достижение, шипение, опасение, спасение, общение, сообщение, помещение, увлечение, движение, сближение, течение, хранение, мнение.

–Е`РИЯ:

артиллерия, кавалерия, империя, серия, материя, бактерия.

–Е`СТНОСТЬЮ:

известностью, местностью, окрестностью, уместностью, честностью.

–И`ВЫЕ:

болтливые, боязливые, игривые, красивые, справедливые, стыдливые, правдивые, пугливые, торопливые, шумливые.

–И`ЛЬНАЯ:

ванильная, изобильная, мобильная, могильная, обильная, сверлильная, сильная, стабильная, стерильная, стильная, умильная, фамильная, чернильная.

–И`НСТВЕННЫЙ:

воинственный, единственный, таинственный.

–И`ЦИЯ:

традиция, экспедиция, позиция, милиция, полиция, репетиция.

–О`РНЫМИ:

горными, придворными, моторными, просторными, притворными, проворными.

–О`ЖНЫМИ:

тревожными, ложными, сложными, односложными, неотложными, возможными, сапожными, пирожными, творожными, дорожными, осторожными, ничтожными.

–О`НАМИ:

аккордеонами, балконами, вагонами, воронами,  скорпионами, стадионами, бутонами, газонами, коронами, кронами, склонами, драконами, стонами, перронами, миллионами, обгонами, флаконами.

–О`РКАМИ:

уборками, створками, скороговорками, пригорками, горками, корками, каморками, норками, подпорками, моторками, шторками, конфорками, оговорками, поговорками.

–О`ТАМИ:

бегемотами, болотами, воротами, енотами, заботами, оборотами, охотами, нотами, пилотами, поворотами, работами.

–О`ЧНАЯ:

блочная, молочная, потолочная, замочная, станочная, одиночная, прочная, срочная, сочная, песочная, точная, цветочная.

–Ы`ЛЬНАЯ:

мыльная, пыльная, ссыльная, тыльная.

Мужская рифма   

–АНТ:

бант, бриллиант, вариант, гигант, десант, диктант, комендант, курсант, лейтенант, музыкант, официант, сервант, сержант, талант, франт, эмигрант.

–АСТЬ:

власть, всласть, класть, пасть, пропасть, страсть, украсть, упасть, часть.

–ГЕ:

враге, дуге, кочерге, кураге, мелюзге, ноге, очаге, пироге, сапоге, твороге, утюге, фольге, четверге, э-ге-ге, Бабе-Яге.

–ДЕ:

белиберде, бороде, борозде, везде, воде, вражде, где, гнезде, дожде, дрозде, еде, езде, ерунде, звезде, кое-где, о льде, нигде, плоде, сковороде, среде, стыде, труде, чехарде.

–ЖЕ:

в блиндаже, в гараже, о еже, о морже, настороже, о ноже, о падеже, о стриже, уже, на этаже.

–ЕЙ:

аллей, бедней, не болей, всей, ветвей, гостей, друзей, лошадей, людей, матерей, моей, морей, музей, ершей, жалей, желтей, желудей, ремней, репей, робей, рублей, ручей, саней, свечей, чижей, путей, сетей, силачей, чьей, календарей, камней, кирпичей, кистей, клей, клещей, ключей, шалашей, щей, щелей, коней, корней, королей, костей, красней.

–ЕМ:

всем, джем, ем, затем, зачем, кем, крем, надоем, насовсем, никем, ничем, ни с чем, совсем, съем, тем, чем, шлем.

–ЕЧ(Ь):

беречь, зажечь, извлечь, испечь, лечь, меч, отвлечь, печь, плеч, речь, сжечь, стеречь, течь, увлечь.

–ИЗ:

бриз, вниз, девиз, каприз, карниз, круиз, маркиз, низ, приз, сервиз.

–ИН:

апельсин, бензин, блин, блондин, витамин, графин, гуталин, дельфин, жасмин, керосин, кувшин, магазин, маргарин, один, пингвин, рубин, трамплин.

–ИСТ:

автомобилист, гитарист, баскетболист, душист, журналист, золотист, ветвист, волейболист, лист, лучист, пушист, пятнист, самбист, машинист, мотоциклист, когтист, свист, смолист, солист, специалист, штангист, эгоист, плечист.

–ОЙ:

белизной, бирюзой, восьмой, враждой, второй, добротой, дождевой, долой, домовой, домой, дорогой, земляной, земной, зерновой, зимой, легковой, ледяной, лесной, лисой, мужской, мясной, мучной, наперебой, небольшой, неплохой, собой, спой, средой, стариной, степной, стой, страной, стрекозой, стрелой, стрельбой, седой, седьмой, сестрой, ходьбой, хромой, худой, цветной, шестой, шириной, щекой.

–ОМ:

альбом, барсуком, башмаком, бегом, ведром, венком, верхом, веслом, ветерком, вечерком, горшком, грибом, гром, гудком, гуськом, двором, дном, добром, добряком, дождевиком, дом, дроздом, жуком, жучком, замком, звонком, зерном, леском, лесником, листом, листком, лопухом, лоскутком, львом, льдом, малышом, маляром, прыжком, псом, пирогом, письмом, платком, пузырьком, узелком, узлом, умом, утюгом, учеником, шнурком, щеглом, хомяком, цветком.

–СЕ:

все, колбасе, колесе, косе, красе, лисе, овсе, осе, полосе, псе, росе, шоссе.

–УГ:

вдруг, вокруг, досуг, друг, испуг, круг, луг, недуг, плуг, полукруг, супруг.

–УХ:

глух, двух, дух, лопух, мух, опух, пастух, петух, потух, пух, разбух, распух, слух, сух, у-ух!

–ХА:

блоха, лопуха, меха, мха, ольха, пастуха, петуха, плоха, стиха, суха, тиха, труха, уха, ха-ха, чепуха, шелуха, штриха.

–ЦА:

близнеца, бойца, кольца, конца, сердца, огурца, озерца, отца, скворца, кузнеца, удальца, хитреца.

–ЧОМ:

богачом, врачом, грачом, калачом, кирпичом, ключом, куличом, лучом, мечом, мячом, плечом, силачом, скрипачом, трубачом.

–ЩИ:

блещи, ищи, клещи, обыщи, отыщи, пищи, плащи, плещи, сообщи, тащи, трещи, щи.

СЛОВАРЬ ЭПИТЕТОВ

Аллея

Безмолвная, глубокая, густолиственная, душистая, задумчивая, спящая, тёмная, тенистая. 

Алмаз

Блестящий, лучистый, ослепительный, холодный, яркий. 

Аромат

Волшебный, нежный, острый, прекрасный, пряный, сладкий, тонкий, чистый, чудный. 

Берег

Крутой, очарованный, сонный, тихий.  

Берёза

Бледная, весело-зелёная, косматая, печальная, развесистая, стройная, юная.

Блеск

Мягкий, нестерпимый, ослепительный, серебристо-золотой, смелый, холодный, янтарный.

Бор

Ароматный, зубчатый, могучий, немой, пушистый, седой, синеватый, тихий, унылый. 

Буря

Беспощадная, дикая, жестокая, злая, неистовая, разъярённая, ревущая, свирепая. 

Белизна

Жемчужная, мёртвая, молочная, мраморная, ослепительная, сверкающая, снежная, тусклая, яркая.  

Веселье

Беззаветное, безудержное, бешеное, буйное, дикое, задорное, шумное.  

Весна

Бархатная, благодатная, пленительная, победоносная, приветная, радостная, румяная, светозарная, синеокая, сияющая, солнечная, счастливая. 

Вечер

Алый, багряный, глухой, голубой, золотистый, красный, кроткий, ласковый, мирный, молчаливый, огнистый, печальный, робкий, росистый, румяный, сизый, синий, тихий.  

Взгляд

Бархатный, беглый, бездонный, беспечный, блестящий, быстрый, вдумчивый, весёлый, внимательный, дерзкий, доверчивый, долгий, живой, задорный, злобный, ласковый, лучистый, мимолётный, нежный, несмелый, орлиный, острый, открытый, робкий, светлый, случайный, смелый, спокойный, тусклый, тяжёлый, умильный.  

Волна

Говорливая, гордая, жемчужная, задумчивая, косматая, кристальная, лазурная, лазурно-холодная, ленивая, медленная, медлительная, певучая, перекатная, пленительно-певучая, плещущая, прозрачная, пышная, разгульная, седая, сладкозвучная, созвучная, тихая, тревожная, трепетная, упорная, упругая, усладительная, шипучая, шумная, яркая. 

Глаза

Агатовые, бархатистые, бархатные, бегающие, бездонные, бездушные, беспокойные, бойкие, быстрые, васильковые, весёлые, вдумчивые, добродушные, добрые, задумчивые, серо-зелёные, золотистые, зоркие, изумрудные, карие, круглые, ласковые, лукавые, проницательные, пронырливые, простодушные, серые, спокойные, строгие, суровые, широкие, яркие, ясные.  

Горы

Белогрудые, густо-мохнатые, дремлющие, мягко-мохнатые, недвижные, немые, одичавшие, покойные, тихие, торжественные, тоскующие, угрюмо-задумчивые, уходящие в небо.  

Дождь

Благодатный, животворящий, злой, золотозёрный, многоводный, могучий, непроницаемый, неумолимый, тоскующий, шумливый.

Дубрава

Немая, обожжённая, раздетая, тенистая, угрюмая.  

Жара

Жгучая, неизбывная, несносная, нестерпимая.  

Запах

Ароматный, благоуханный, густой, душистый, мягкий, нежащий, нежный, неуловимый, острый, приторный, пряный, резкий, свежий, сладкий, терпкий, тонкий, тяжёлый, удушливый, упоительный, уютный, щекочущий.  

Заря

Алая, багровая, багряная, бледная, бледно-розовая, весёлая, застенчивая, зеленовато-жёлтая, златотканая, золотая, красная, лучезарная, малиновая, нежно-палевая, огненная, огнистая, пламенная, пунцовая, розовая, росистая, румяная, светло-палевая, холодная, ярко-пурпурная.  

Звёзды

Алмазные, голубые, далёкие, дрожащие, жемчужные, золотые, изумрудные, крупные, лучистые, молодые, недоступные, незакатные, немеркнущие, одинокие, пёстрые, прекрасные, пылающие, самоцветные, яркие, ясные.  

Лебедь

Безмятежно-серебристый, белый, белогрудый, белокрылый, белоснежный, величавый, нежный, стройный, царственный. 

Лес

Безмолвный, вековой, глухой, дремлющий, дремучий, завороженный, задумчивый, заколдованный, заповедный, золотой, зубчатый, косматый, кудрявый, могучий, нежно-зелёный, немой, певучий, сонный, спящий, тёмный, тенистый, тихий, угрюмый, унылый, хмурый, шепчущий, широкий. 

Лето

Ароматное, безоблачное, благодатное, жаркое, золотое, красное, пламенное, пышно-цветное, рдяное, роскошно-знойное, светлокрылое, упоительное. 

Лёд

Белый, глыбистый, голубой, колкий, мёртвый, прозрачный, синеватый, твёрдый. 

Липа

Ароматная, бледнолистая, дуплистая, душистая, круглолистая, кудрявая, мягко-зелёная, нежная, прекрасная, раскидистая, сладко-душистая, стройная, тёмная, широколистая. 

Луна

Багряная, безмятежная, белая, бледная, блестящая, весёлая, волшебная, голубая, грустная, двурогая, задумчивая, ласковая, нежная, неподвижная, одинокая, ослепительная, печальная, пышная, робкая, серебристая, серебряная, холодная, яркая. 

Луч

Алмазный, алый, весёлый, голубой, горячий, грациозный, дрожащий, жаркий, жёлтый, живой, златосветный, знойный, золотисто-жёлтый, золотистый, золотой, игривый, искромётный, кристальный, лазурный, ласкающий, ласковый, мягкий, нежгучий, огневой, ослепительный, палящий, победный, приветный, пронзающий, пронзительный, радостный, рдяный, робкий, сверкающий, смеющийся, стальной, янтарный, яркий, ярко-золотистый, ясный. 

Метель

Буйная, белогривая, белоснежная, гулкая, грозная, завывающая, звонкая, мглистая, неистовая, непроницаемая, неугомонная, свирепая, угрюмая, шумная, яростно-визгливая. 

Море

Безбрежное, безграничное, бездонное, безмолвное, беспокойное, голубое, густо-синее, жемчужное, кипучее, косматое, лазоревое, могучее, мрачное, немое, необъятное, рокочущее, сверкающее, седое, сердитое, серебряное, синее, сонное, широкое, шумное. 

Мороз

Безоблачный, жгучий, жёсткий, жестокий, жуткий, крепкий, леденящий, лютый, разрумяненный, сердитый, серебряный, сухой, трескучий, ядрёный. 

Небо

Бархатно-чёрное, безбрежное, безграничное, бездонное, беззвучное, безмолвное, безначальное, бесстрастное, безучастное, бурое, вечереющее, дремлющее, клочковатое, лазурное, ликующее, лучезарное, прозрачное, пустынное, сверкающее, свинцовое, серебряное, сумрачное, таинственное. 

Облако

Белое, белоснежное, бледное, волнистое, грязно-серое, густое, дымное, дымчатое, дырявое, золотисто-белое, косматое, кудрявое, летучее, лиловое, лучистое, молочно-пепельное, неуклюжее, плавучее, плывущее, причудливое, резвое, светлое, седое, серебристое, серое, сквозное, тёмно-сизое, шелковистое. 

Осень

Задумчивая, многозаботная, пламенная, прозрачная, скучная, угрюмая, унылая, хмурая, царственная, червонная. 

Поле

Безбрежное, блестяще-жёлтое, душистое, нарядное, отдыхающее, раздольное, чистое, щетинистое. 

Пыль

Весёлая, густая, едкая, жёлто-серая, золотистая, иссушающая, лёгкая, мелкая, мягкая, серая, удушливая, яркая. 

Роса

Алмазная, ароматная, блестящая, горящая, душистая, жемчужная, изумрудная, искристая, лучезарная, медвяная, прохладная, свежая, светлая, седая, серебристая, серебряная, сырая, хрустальная.  

Ручей

Весёлый, говорливый, гремучий, дремлющий, журчащий, звенящий, звонкий, игривый, кристальный, сверкающий, светлый, серебристый, сонный, торопливый, хрустально-звонкий. 

Рыба (рыбка)

Беззаботная, вертлявая, немая, чешуйчатая, юркая.

Река

Бегучая, бурливая, быстротечная, весёлая, волнистая, вольная, говорливая, голубая, гремучая, излучистая, прозрачная, свободная, синяя, сонная, тихая, тиховодная, шумная. 

Слово

Бодрое, вдохновенное, вещее, волшебное, восторженное, всесильное, вялое, гордое, горькое, горячее, грозное, громкое, жестокое, заветное, звонкое, крепкое, ласкающее, медовое, меткое, острое, постылое, сверкающее, страстное, яркое.

Тропинка

Гибкая, запутанная, изгибистая, одинокая, сумрачная, торная.

Туман

Беловатый, белый, влажный, волнистый, голубой, косматый, лёгкий, лиловатый, лиловый, липкий, мглистый, молочно-белый, мутный, мягкий, неподвижный, неприветливый, пасмурный, переменчивый, ползучий, рыхлый, светло-серый, свинцовый, седой, серебристый, серый, сизый, сиреневый, слепой, тяжёлый. 

Туча

Бездождевая, белая, белоснежная, грозная, грозовая, громовая, грузная, душная, зловещая, лёгкая, ленивая, летучая, лиловая, мохнатая, мрачная, нахмуренная, пасмурная, свинцовая, сердитая, сизая, сумрачная, тёмная, тяжёлая, угрюмая, хмурая, холодная, чёрная.   

Узор

Замысловатый, затейливый, изящный, причудливый, фантастический. 

Ум

Высокий, гибкий, живой, здравый, зрелый, острый, пытливый, светлый, точный, трезвый, холодный, ясный.

Чаща

Бесприютная, глухая, густая.

Ястреб

Вольный, дикий, жадный, серый, степной. 

Скачать бесплатно

книгу Узоровой О.В, Нефедовой Е.А.

КАК НАУЧИТЬ ВАШЕГО РЕБЁНКА ПИСАТЬ СТИХИ. 3 КЛАСС


скачать

 Как научить вашего ребенка писать стихи.3 класс. Часть 3<<<|

 |>>> Как научить вашего ребенка писать стихи. 3 класс. Часть 5 

 

Перейдя по ссылке, Вы сможете приобрести описанные в статье книги в удобном для Вас интернет-магазине



Видео, лекции, выступления
Видео, лекции, выступления
Предложения и вопросы автору
Редактируемый текст формы

Копирование для коммерческого использования в интернете запрещено авторским правом! Разрешается скачивать материалы для Offline обучения и личного пользования

Создание сайтов

Взять сайт в аренду

в веб студии СОТНИКОВА

Яндекс.Метрика