« НазадКЛЮЧИ-ОТВЕТЫ1. Упражнение 6Прочитай. В каждой из этих строк С.Есенина по 1 метафоре. Подчеркни её. Сверься с ответами в конце книги. Вариант 1*** …И душа моя – поле безбрежное – Дышит запахом мёда и роз. *** Луна золотою порошею Осыпала даль деревень. *** О, мёд воспоминаний! *** Но вот под тесовым Окном – Два ветра взмахнули Крылом… *** Ревут валы, Поёт гроза! Вариант 2*** Мечты цветут надеждой… *** Сидит у окошка Старая кошка, Ловит лапой луну… *** …Тихо льётся с клёнов листьев медь… *** Золото холодное луны… *** …Кружит звёзд мотыльковый рой… 2. Упражнение 12Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами олицетворения. Выпиши сравнения. Сверься с ответами в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, олицетворения в словарик «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» . *** По небу быстро поднимаясь, Навстречу мчась одна к другой, Две тучи, медленно свиваясь, Готовы ринуться на бой!
Темны, как участь близкой брани, Небесных ратников полки, Подъяты по ветру их длани И режут воздух шишаки!
Сквозят их мрачные забрала От блеска пламенных очей… Как будто в небе места мало И разойтись им нет путей? К. Случевский Сравнение: темны, как участь близкой брани, небесных ратников полки. 3. Упражнение 13Прочитай. Подчеркни эпитеты. Сверься с ответами в конце книги. Подбери к 4 эпитетам синонимы. *** Как хорошо ты, о море ночное, – Здесь лучезарно, там сизо-темно… В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно…
На бесконечном, на вольном просторе Блеск и движение, грохот и гром… Тусклым сияньем облитое море, Как хорошо ты в безлюдье ночном! Ф. Тютчев *** Под берегом, где вечная прохлада От старых ив, нависших над рекой, Стоит в воде понуренное стадо, Над ним шмелей неутомимый рой. Н. Некрасов 4. Упражнение 20Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами олицетворения. Выпиши сравнения. Сверься с ответами в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, олицетворения в словарик «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» . Вариант 1Одинокий дуб Смотри, синея друг за другом, Каким широким полукругом Уходят правнуки твои. Один лишь ты, старик упорный, От зноя тенью благотворной Хранишь межу родной земли…
И под изрытою корою Ты полон силой молодою… Так старый витязь, сверстник твой, Не остывал душой с годами Под иззубренною мечами, Давно заржавленной бронёй…
Когда же, вод взломав оковы, Весенний ветр несёт с дубровы Твои поблеклые листы, С ним вести на простор широкий, Что жив их пращур одинокий, Ко внукам посылаешь ты. А. Фет Сравнение: так старый витязь, сверстник твой, не остывал душой с годами под иззубренною мечами, давно заржавленной бронёй. Вариант 2*** Хоть бы молниям светиться! Тьма над морем, тьма! Вихорь, будто зрячий, мчится – Он сошёл с ума…
Он выводит над волнами, Из бессчётных струн, Гаммы с резкими скачками… А поёт бурун.
Что за свадьба? Что за пляска? Если б увидать! Тьма, как плотная повязка, – Где её сорвать…
Сердцем чуются движенья Тёмных сил ночных, Измождённые виденья, Плач и хохот их… К. Случевский Сравнение: тьма, как плотная повязка. 5. Упражнение 27Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Сверься с ответами в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, метафоры в словарик «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» . *** А за окном под метельные всхлипы, В диком и шумном метельном чаду, Кажется мне – осыпаются липы, Белые липы в нашем саду. С. Есенин *** Огромный тополь серебристый Склонял над домом свой шатёр, Стеной шиповника душистой Встречал въезжающего двор. А. Блок 6. Упражнение 40Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами эпитеты. Выпиши олицетворения. Сверься с ответами в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, эпитеты в словарик «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» . *** …А там, где ручеёк по бархатному лугу Катит задумчиво пустынные струи, В весенний ясный день я сам, друзья мои, У брега насажу лесок уединенный, И липу свежую, и тополь осребренный; В тени их отдохнёт мой правнук молодой… Е. Баратынский (Олицетворение: ручеёк катит задумчиво струи). 7. Упражнение 41Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Сверься с ответами в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, метафоры в словарик «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» . *** Славный снег! Какая роскошь!.. Всё, что осень обожгла, Обломала, сокрушила, Ткань густая облегла.
Эти светлые покровы Шиты в мерку, в самый раз, И чаруют белизною К серой мгле привыкший глаз. К. Случевский 8. Упражнение 48Подчеркни олицетворения. Сверься с ответами в конце книги. Напиши своё стихотворение с этими эпитетами. Вариант 1*** Ах, метель такая, просто чёрт возьми. Забивает крышу белыми гвоздьми. С. Есенин *** Неспокойный, резкий ветер, Он – закройщик и портной – Срезал всё, что было лишним, Свеял на землю долой…
Крепко, плотно сшил морозом, Искр навеял без числа… Платье было б без износа, Если б не было тепла,
Если б оттепель порою, Разрыхляя ткань снегов, Как назло, водою талой Не распарывала швов… К. Случевский Вариант 2*** Иду я медленно, – и мёртвое молчанье Царит во тьме аллей. И. Бунин
Туда, туда, друзья мои! На скат горы, на брег зелёный, Где дремлют Сороти студёной Гостеприимные струи… Н. Языков *** О Русь, волшебница суровая, Повсюду ты своё возьмёшь. Бежать? Но разве любишь новое Иль без тебя да проживёшь? Н. Гумилёв *** Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. М. Лермонтов 9. Упражнение 54Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Выпиши эпитеты. Сверься с ответами в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, метафоры в словарик «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» . *** Росой перловой и зернистой Дерев одежда убрана… Н. Языков Эпитеты: роса перловая и зернистая. *** Ночью вьюга снежная Заметала след. Розовое, нежное Утро будит свет. А. Блок Эпитеты: розовое, нежное утро. 10. Упражнение 66Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами олицетворения. Выпиши метафору. Сверься с ответами в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, олицетворения в словарик «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» . *** Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, — Где угодно гуляй; Строй мосты по рекам И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, — Пусть мороз твой трещит; Наша русская кровь На морозе горит! И. Никитин Метафора: наша русская кровь на морозе горит. 11. Упражнение 73Н. Гумилев – великий русский поэт. В своих критических статьях он давал разные характеристики произведениям своих современников-поэтов. Определи, к какому стихотворению относится каждое из его высказываний. (Соедини стрелочками). *** Над далью – дерево в дыму И призрачность морей. Теперь я знаю, что пойму Немую речь зверей. Е. Кузьмина-Караваева
Общая призрачность в соединении с гипнотизирующей чёткостью какой-нибудь одной подробности – отличительное свойство этих стихов. *** Засыпая от дум безысходной тоски, Твоё имя вчера я шептал. И пришёл ты ко мне из безвестной дали, Из прозрачного свода небес вышины Ты сошёл, лишь тебя я призвал. С. Гедройц Зачем пишут поэты? На этот вопрос не трудно ответить: одни – чтобы рассказать людям что-нибудь новое, добытое ими самими: идею, образ, чувство, всё равно; другие – ради чистого наслаждения творчеством, таким сложным, радостно-трудным. Но зачем пишут не-поэты, зачем пишет, например, этот поэт? Мыслей в его стихах нет, есть только общие места. Слог его ужасен. *** Отчаянною злостью Перекося лицо, Размахивая тростью, Он вышел на крыльцо… Осенний ветер – грубым Полётом тучи рвал, По водосточным трубам Холодный дождь бежал. И мчался он со злостью, Намокший ус крутя, Расщепленною тростью По лужам колотя. Г. Иванов Он не выдумывал самого себя, но он тот, кто охотно останавливается и перед пёстро размалёванной афишей, и перед гравюрой. Он не мыслит образами, я очень боюсь, что он никак не мыслит. Но ему хочется говорить о том, что он видит, и ему нравится само искусство речи. 12. Упражнение 82Подчеркни олицетворения. Сверься с ответами в конце книги. Напиши своё стихотворение с этими эпитетами. *** Всю ночь гремел овраг соседний, Ручей, бурля, бежал к ручью, Воскресших вод напор последний Победу разглашал свою. А. Фет *** Но люблю я, весна золотая, Твой сплошной, чудно-смешанный шум; Ты ликуешь, на миг не смолкая, Как дитя, без заботы и дум. В обаянии счастья и славы, Чувству жизни ты вся предана, – Что-то шепчут зелёные травы, Говорливо струится волна… Н. Некрасов *** Мне в душу повеяло жизнью и волей: Вон – даль голубая видна… И хочется в поле, в широкое поле, Где, шествуя, сыплет цветами весна! А. Майков 13. Упражнение 89Прочитай. В каждом из этих отрывков по 1 метафоре. Подчеркни её. Сверься с ответами в конце книги. Вариант 1*** Я стану, где сильней припёк, И там, глаза зажмуря, Покроюсь с головы до ног Горшечною глазурью. Б. Пастернак *** Я стоял у поворота Рельс, бегущих от Арбата… Д. Кедрин Вариант 2*** Сиреневая погода Сиренью обрызгала тишь. С.Есенин *** Обычной полная печали, Ты входишь в этот бедный дом, Который ядра осыпали Недавно пламенным дождём. А. Толстой 14. Упражнение 90Подчеркни олицетворения. Сверься с ответами в конце книги. Напиши своё стихотворение с этими олицетворениями. Вариант 1*** …Когда волшебница-мечта Красноречивые места Мне оживляет и рисует, Она свежа, она чиста, Она блестит, она ликует. Н. Языков *** Москва – приют радушной доброты, – Тревогой дня утомлена и ты! А. Полежаев *** (речь идёт о реке Терек) …И золотые облака Из южных стран, издалека Его на север провожали; И скалы тесною толпой, Таинственной дремоты полны, Над ним склонялись головой, Следя мелькающие волны; И башни замков на скалах Смотрели грозно сквозь туманы – У врат Кавказа на часах Сторожевые великаны! М. Лермонтов Вариант 2*** Сегодня снежная погода, И над изгибами ветвей На светлом фоне небосвода Скользят снежинки… Сколько дней Прошло с тех пор, как первый лист Упал на землю!.. С листопадом Исчез октябрь. Под ветра свист Всё бесновалось до упаду… Но тише, тише, снег идёт – Покоя вестник долгожданный, И свой пленительный полёт Он превращает в танец странный Иль ритуальный хоровод. Но час прошёл, и путь разведав Или припомнив прошлый год, На павший лист, на дом соседа Спокойно хлопья он кладёт. А. Шаталов *** Знать, долго скитаться наскуча Над ширью земель и морей, На родину тянется туча, Чтоб только поплакать над ней. А. Фет 15. Упражнение 97Прочитай. Подчеркни эпитеты. Сверься с ответами в конце книги. Подбери к 5 эпитетам антонимы. *** Месяц задумчивый, полночь глубокая… Хутор в степи одинок… Дремлет в молчанье равнина широкая, Тёпел ночной ветерок. Жёлтые ржи, далеко озарённые, Морем безбрежным стоят… Ветер повеет – они, полусонные, Колосом спелым шуршат. Ветер повеет – и в тучку скрывается Полного месяца круг; Медленно в мягкую тень погружается Ближнее поле и луг. Зыблется пепельный сумрак над нивами, А над далёкой межой Свет из-за тучек бежит переливами – Яркою, жёлтой волной. И сновиденьем, волшебною сказкою Кажется ночь, – и смущён Ночи июльской тревожною ласкою Сладкий предутренний сон… И. Бунин 16. Упражнение 98Прочитай. В каждом из этих стихотворений по 2 метафоры. Подчеркни их разными цветами. Сверься с ответами в конце книги. *** И вот в туманной вышине Запели птички, и восток Озолотился; ветерок Сырые шевельнул листы; Дохнули сонные цветы… М. Лермонтов *** Плещет рдяный мак заката На озёрное стекло. С. Есенин (рдяный – оттенок красного) 17. Упражнение 105Прочитай. Подчеркни эпитеты. Сверься с ответами в конце книги. С какими ещё существительными можно употребить эти эпитеты? Вариант 1Берёза Люблю берёзу русскую, То светлую, то грустную, В зелёном сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, С зелёными серёжками,
Люблю её заречную, С нарядными оплечьями, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. А. Прокофьев Вариант 2*** Мой сад с каждым днём увядает; Помят он, поломан и пуст, Хоть пышно ещё доцветает Настурций в нём огненный куст…
Мне грустно! Меня раздражает И солнца осеннего блеск, И лист, что с берёзы спадает, И поздних кузнечиков треск. А. Майков 18. Упражнение 106Подчеркни олицетворения. Сверься с ответами в конце книги. Напиши своё стихотворение с этими олицетворениями. Вариант 1*** Учись у них – у дуба, у берёзы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слёзы, И треснула, сжимаяся, кора.
Всё злей метель и с каждою минутой Сердито рвёт последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Её промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа. А. Фет *** Мне лепетал любимый лес: Верь, нет милей родных небес! Нигде не дышится вольней Родных лугов, родных полей, И той же песенкою полн Был говор этих милых волн. Н. Некрасов Вариант 2Одинокий дуб Дурная почва: слишком узловат И этот дуб, и нет великолепья В его ветвях. Какие-то отрепья Торчат на нём и глухо шелестят.
Но скрученные намертво суставы Он так развил, что, кажется, ударь – И запоёт он колоколом славы, И из ствола закапает янтарь.
Вглядись в него: он важен и спокоен Среди своих безжизненных равнин. Кто говорит, что в поле он не воин? Он воин в поле, даже и один. Н. Заболоцкий *** Солнце нижет лучами в отвес, И дрожат испарений струи У окраины ярких небес; Распахни мне объятья твои, Густолистый, развесистый лес! А. Фет 19. Упражнение 113Прочитай. В каждом из этих стихотворений по 2 метафоры. Подчеркни их разными цветами. Сверься с ответами в конце книги. *** Море блеска, гул, удары, И земля потрясена; То стеклянная стена О скалы раздроблена, То бегут чрез крутояры Многоводной Ниагары Ширина и глубина! Н. Языков *** Здесь весной кипит веселье, И река поёт. А. Блок 20. Упражнение 119Определи, к какому стихотворению относится каждое из высказываний Н.Гумилёва, которые он давал произведениям своих современников-поэтов. (Соедини стрелочками). *** Я заколдован небылицами, Я вижу сон по воле Феба: Как будто розы стали птицами И быстро улетели в небо! М. Долинов Феб – бог солнца Этот поэт, бесспорно, культурен, умеет писать стихи, но неудача преследует его на каждом шагу, заставляя совершать ряд неловкостей… *** …У берега лишь шум… пустынно; одинока, Тиха морская даль… Плывут туманы там, И море и земля задумались глубоко; Ривьера светлая отдалась тихим снам. А. Салтыков Этот поэт, должно быть, очень приятный собеседник. Он много читал, путешествовал, бесспорно, учён. В крайнем случае, мы могли бы от него ждать книги путевых впечатлений. Но ему совсем не следует писать стихи. Он беспомощно путается в размерах и рифмах, его выражения неловки, и мысли жидки. Он не может обходиться без клише, и его клише – самые истёртые, самые унылые. Клише – шаблонная фраза. *** Я сегодня целый день Слушал голос пчёл незримых, Точно пламенную сень Кружев, зноем шевелимых… Много слов и песен есть Для сердец, лучам послушных. Им слышна о дальнем весть, Тишина лугов воздушных… М. Лозинский Становится постепенно ясным, почему этот человек, как поэт, лишён памяти зрительной и слуховой. Он так упорно напрягает свою память, припоминая райские напевы и воздушные луга, что ему некогда, да и не хочется, вслушиваться в земные звуки, вглядываться в земные вещи. 21. Упражнение 125Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами эпитеты. Выпиши метафору. Сверься с ответами в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, эпитеты в словарик «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» . *** Иду меж озимей, чернеющей дорогой, Смотрю на кучу скирд, на сломанный забор, На пруд и мельницу, на дикий косогор, На берег ручейка, болотисто-отлогий И в ближний лес вхожу. Там покрасневший клён, Ещё зелёный дуб и жёлтые берёзы Печально на меня свои стряхают слёзы; Но дале я иду, в мечтанья погружён, И виснут надо мной полунагие сучья, А мысли между тем слагаются в созвучья, Свободные слова теснятся в мерный строй, И на душе легко, и сладостно, и странно, И тихо всё кругом, и под моей ногой Так мягко мокрый лист шумит благоуханный… А. Толстой Метафора: Свободные слова теснятся в мерный строй. 22. Упражнение 131Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Сверься с ответами в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, метафоры в словарик «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» . Вариант 1*** Я выходил в такое время, Когда на улице ни зги, И рассыпал лесною темью Свои скрипучие шаги.
Навстречу мне на переезде Вставили ветлы пустыря. Надмирно высились созвездья В холодной яме января. Б. Пастернак (ветлы – порода деревьев).
Летний вечер Уж солнца раскалённый шар С главы своей земля скатила, И мирный вечера пожар Волна морская поглотила.
Уж звёзды светлые взошли И тяготеющий над нами Небесный свод приподняли Своими влажными главами. Е. Баратынский Вариант 2*** В эту ночь по кровлям тёсаным, В трубах песни заводя, Заскребутся духи осени, Стукнут пальчики дождя… Д. Кедрин *** Я вижу – злая клевета Шипит в пыли змеиным жалом, И злая тупость, мать вреда, Грозит мне издали кинжалом. А. Полежаев *** За тёмной прядью перелесиц, В неколебимой синеве, Ягнёночек кудрявый – месяц Гуляет в голубой траве.
В затихшем озере с осокой Бодаются его рога, – И кажется с тропы далёкой – Вода качает берега. С. Есенин 23. Упражнение 138Прочитай. Подчеркни эпитеты. Сверься с ответами в конце книги. Подбери к 5 эпитетам антонимы. *** Как грустный взгляд, люблю я осень. В туманный, тихий день хожу Я часто в лес и там сижу – На небо белое гляжу Да на верхушки тёмных сосен. Люблю, кусая кислый лист, С улыбкой развалясь ленивой, Мечтой заняться прихотливой Да слушать дятлов тонкий свист. Трава завяла вся… холодный, Спокойный блеск разлит по ней… И грусти тихой и свободной Я предаюсь душою всей… И. Тургенев 24. Упражнение 150Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Выпиши сравнения. Сверься с ответами в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, метафоры в словарик «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» . *** Возвращение с работы Вокруг села бродили грозы, И часто, полные тоски, Удары молнии сквозь слёзы Ломали небо на куски.
Хлестало, словно из баклаги, И над собранием берёз Пир электричества и влаги Сливался в яростный хаос.
А мы шагали по дороге Среди кустарников и трав, Как древнегреческие боги, Трезубцы в облако подняв. Н. Заболоцкий Сравнения: хлестало, словно из баклаги; мы шагали как древнегреческие боги, трезубцы в облако подняв. 25. Упражнение 165Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Выпиши сравнения. Сверься с ответами в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, метафоры в словарик «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» . Под дождём Мой зонтик рвётся, точно птица, И вырывается, треща. Шумит над миром и дымится Сырая хижина дождя. И я стою в переплетенье Прохладных вытянутых тел, Как будто дождик на мгновенье Со мною слиться захотел. Н. Заболоцкий Сравнение: зонтик рвётся, точно птица; как будто дождик на мгновенье со мною слиться захотел. *** Прекрасно озеро Чудское, Когда блистательным столбом Светило искрится ночное В его кристалле голубом… Н. Языков Сравнение: блистательным столбом светило искрится ночное. 26. Упражнение 171Подчеркни эпитеты. К каким существительным они относятся? Подбери свои эпитеты к этим существительным. *** Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали. Вот из лесу вышли — навстречу как раз Синеющей лентой, извилистой, длинной, Река луговая: спрыгнули гурьбой, И русых головок над речкой пустынной, Что белых грибов на полянке лесной! Н. Некрасов *** День весенний, пленительный день! Так приветно журчали ручьи, А в лесу, в полусветлую тень Так светло западали лучи! И. Тургенев 27. Упражнение 189Подчеркни эпитеты. К каким существительным они относятся? Подбери свои эпитеты к этим существительным. *** И вот сентябрь! Замедля свой восход, Сияньем хладным солнце блещет, И луч его в зерцале зыбком вод Неверным золотом трепещет. Седая мгла виётся вкруг холмов; Росой затоплены равнины; Желтеет сень кудрявая дубов, И красен круглый лист осины; Умолкли птиц живые голоса, Безмолвен лес, беззвучны небеса! Е. Баратынский 28. Упражнение 195Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Выпиши сравнения. Сверься с ответами в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, метафоры в словарик «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» . *** В отливах нежно-бирюзовых, Всем краскам неба дав приют, В дуплистой раме кущ вербовых Лежит наш тихий, тихий пруд.
Заря дымится, пламенея! Вон, обронён вчерашним днём, Плывёт гусиный пух, алея, Семьёй корабликов по нём. К. Случевский Сравнение: плывёт гусиный пух семьёй корабликов.
*** Плывут узоры туч прозрачною фатою В пустынных небесах, высоко над землёй. И всё кругом светло, всё веет тишиною, В природе и в душе – молчанье и покой. И. Бунин Сравнение: плывут узоры туч прозрачною фатою. 29. Упражнение 201Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Выпиши сравнения. Сверься с ответами в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, метафоры в словарик «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» . Полдень Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река, И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака.
И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет… Ф. Тютчев Сравнение: всю природу, как туман, дремота жаркая объемлет.
Утро в горах Лазурь небесная смеётся, Ночной омытая грозой, И между гор росисто вьётся Долина светлой полосой. Ф. Тютчев Сравнения: между гор росисто вьётся, долина светлой полосой. 30. Упражнение 207Прочитай. Подчеркни эпитеты. Сверься с ответами в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, эпитеты в словарик «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» . *** Зима. Огромная, просторная зима. Деревьев громкий треск звучит, как канонада. Глубокий мрак ночей выводит терема Сверкающих снегов над выступами сада. В одежде кристаллической своей Стоят деревья. Тёмные вороны, Сшибая снег с опущенных ветвей, Шарахаются, немощны и сонны. Н. Заболоцкий 31. Упражнение 213Прочитай. Подчеркни эпитеты. Сверься с ответами в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, эпитеты в словарик «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» . *** Над озером тихим и сонным, Прозрачен, игрив и певуч, Сливается с камней на камни Холодный железистый ключ. К. Случевский *** Я помню ясный, чистый пруд; Под сению берёз ветвистых, Средь мирных вод его три острова цветут; Светлея нивами меж рощ своих волнистых, За ним встаёт гора… Е. Баратынский 32. Упражнение 219Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Выпиши сравнения. Сверься с ответами в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, метафоры в словарик «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» . В июле В полях созрел ячмень. Он радует меня! Брожу я целый день По волнам ячменя.
Смеётся мне июль, Кивают мне поля. И облако – как тюль, И солнце жжёт, паля.
Блуждаю целый день В сухих волнах земли, Пока ночная тень Не омрачит стебли. И. Северянин Сравнение: и облако – как тюль. *** На ветке облака, как слива, Златится спелая звезда. С. Есенин Сравнение: как слива, златится спелая звезда. *** Ночь, как дыню, катит луну. С. Есенин Сравнение: ночь, как дыню, катит луну. 33. Упражнение 226Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами эпитеты. Выпиши метафоры. Сверься с ответами в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, эпитеты в словарик «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» . *** …На небе месяц золотой Блестит холодной красотой, И под лучом его немым Туман волнуется, как дым. И. Тургенев (Сравнение: туман волнуется, как дым).
На горном леднике В ясном небе поднимаются твердыни Льдом украшенных порфировых утёсов; Прорезают недра голубой пустыни Острые углы, изломы их откосов. К. Случевский Метафора: недра голубой пустыни. 34. Упражнение 238Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Выпиши сравнения. Сверься с ответами в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, метафоры в словарик «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» . *** Я по первому снегу бреду, В сердце ландыши вспыхнувших сил. Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил.
Я не знаю, то свет или мрак? В чаще ветер поёт иль петух? Может, вместо зимы на полях Это лебеди сели на луг. С. Есенин Сравнение: вечер синею свечкой звезду засветил. *** Заката светлого пурпурные лучи Стремятся на гору с синеющей низины, И ярче пламени в открывшейся печи Пылают сосен тёмные вершины…
Не так ли в Альпах горные снега Горят, когда внизу синеет тьма тенями… К. Случевский Сравнение: ярче пламени в открывшейся печи пылают сосен тёмные вершины. 35. Упражнение 247Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами эпитеты. Выпиши метафоры. Сверься с ответами в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, эпитеты в словарик «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» . *** Северное море Холодный ветер, резкий и упорный, Кидает нас, и тяжело грести; Но не могу я взоров отвести От бурных волн, от их пучины чёрной.
Они кипят, бушуют и гудят, В ухабах их, меж зыбкими горами, Качают чайки острыми крылами И с воплями над бездною скользят.
И ветер вторит диким завываньем Их жалобным, но радостным стенаньям, Потяжелее выбирает вал,
Напрягши грудь, на нём взметает пену И бьёт его о каменную стену Прибрежных мрачных скал. И. Бунин Метафоры: в ухабах их, меж зыбкими горами; и ветер вторит диким завываньем их жалобным, но радостным стенаньям. 36. Упражнение 270Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Выпиши олицетворения. Сверься с ответами в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, метафоры в словарик «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» . *** Что ты, осень, наделала с нами! В красном золоте стынет земля. Пламя скорби свистит под ногами, Ворохами листвы шевеля. Н. Заболоцкий Олицетворение: что ты, осень, наделала с нами! *** Знойный день догорает бесследно, Сумрак ночи ползёт сквозь кусты; И осёл удивляется, бедный: «Что, хозяин, раздумался ты?» А. Блок Олицетворение: осёл удивляется, бедный: «Что, хозяин, раздумался ты?»
Кукушка Утомлённые пушки В это утро молчали. Лился голос кукушки, Полный горькой печали. Но её кукованье Не считал, как бывало, Тот, кому этой ранью Встарь она куковала: Взорван дот в три наката, Сбита ели макушка… Молодого солдата Обманула кукушка! Д. Кедрин Олицетворение: молодого солдата обманула кукушка. 37. Упражнение 275Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами эпитеты. Выпиши сравнения. Сверься с ответами в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, эпитеты в словарик «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» . *** Зарница вспыхнет… Поздний и далёкий Примчится гром – и слабо прогремит… Как сталь блестит, темнея, пруд широкий, А вот и дом передо мной стоит.
И при луне таинственные тени На нём лежат недвижно… вот и дверь; Вот и крыльцо – знакомые ступени… А ты… где ты? Что делаешь теперь? И. Тургенев Сравнение: как сталь блестит, темнея, пруд широкий. 38. Упражнение 287Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами эпитеты. Выпиши сравнения. Сверься с ответами в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, эпитеты в словарик «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» . К морю Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз…
Как я любил твои отзывы, Глухие звуки, бездны глас И тишину в вечерний час, И своенравные порывы! А. Пушкин Сравнение: как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз. 39. Упражнение 292Прочитай. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Выпиши олицетворения. Сверься с ответами в конце книги. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, метафоры в словарик «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» . *** Могучей силою богаты За долгий, тяжкий зимний срок, Набухли почки, красноваты, И зарумянился лесок.
Плыву на лодке. Разбиваю Веслом остатки рыхлых льдов, И к ним я злобу ощущаю – К следам подтаявших оков.
И льдины бьются и ныряют, Мешают вёслам, в дно стучат; Подводный хор! Они пугают, Остановить меня хотят! К. Случевский Олицетворения: подводный хор; они пугают, остановить меня хотят. П А М Я Т К ИПАМЯТКА 1(Необходимые навыки для выразительного чтения стихотворения)
ПАМЯТКА 2(Анализ поэтического произведения)
ПАМЯТКА 3(Какое стихотворение выбрать для заучивания наизусть)
ПАМЯТКА 4(Как выучить стихотворение наизусть)
ПАМЯТКА 5(Памятка чтения стихотворение в классе)
Содержание
Как научить Вашего ребенка писать стихи.4 класс. Часть 4 <<<|
|
Копирование для коммерческого использования в интернете запрещено авторским правом! Разрешается скачивать материалы для Offline обучения и личного пользования
Создание сайтов