Подобрать товар
Учебные методические материалы для учителей, родителей и детей
Главная\Полезные статьи\Как учиться в школе и ВУЗе. Советы школьникам и учителям

Как учиться в школе и ВУЗе. Советы школьникам и учителям

« Назад

Часть 1. Быстрый старт.
 
Успех вашего обучения зависит не столько от того, как много вы знаете, а сколько от того, как хорошо вы умеете пользоваться своими знаниями. Но чем больше вы знаете, тем легче вам будет осваивать новые предметы.
 
Но всех интересует в первую очередь практические реальные успехи. Обучаясь, вы не раз столкнетесь с трудностями и необходимостью решаешь проблемы – задачи. Термин задача будем понимать широко: это и конкретная задача по математике, алгебре, геометрии, физике, написание программы, это и освоение нового предмета в школе или новой дисциплины в ВУЗе. Это может быть доклад, проект, курсовая, дипломная работа, написание статьи или диссертации. Все это задачи возрастающей сложности, но законы решения проблемы одни и те же.
 
Учение – это тяжелый труд, но интересный, захватывающий путь познания нового. Учиться надо для себя, но и хорошие оценки тоже важны, когда они заслуженно получены. Все хотят учиться успешно, но большинство учатся неэффективно, потому что не знают ничего об эффективных методах, и этому ни в школе, ни в ВУЗе не учат, хотя такие методики, разумеется, существуют.
 
Студенты слушают лекции и посещают практические занятия. На лекциях они знакомятся с основными знаниями по дисциплине, а на практических занятиях, на основе полученных теоретических знаний, отрабатываются навыки и формируют умения (практические знания). В школе дается теоретический и практический материал на самих уроках. Студенты овладевают навыками самообразования. Эти же навыки могут пригодиться и ученикам начальной и средней школы при самообразовании, особенно на СО (семейном образовании) – это слушание для понимания/углубления материала на основе различных видеокурсов и/или чтобы раскрыть новые возможности познания материала, которые дал учитель на уроке, чтобы качественнее и глубже усваивать материал.
 
 
Часть 2. Лекции, видеоуроки для школьников и студентов.
Общая схема обучения.
 
1 этап.
Слушание лекции/уроков – сложная аналитико-синтезирующая деятельность. Записи должны быть короткими (записывается только основное). Обычно за семестр в ВУЗе 16 лекций и 16 (или 32) практических (в школе за учебный год 134 учебные недели).
 
После каждой лекции/урока, в тот же день, с материалом надо поработать с 2-4 хорошо подобранными учебниками или видео-лекциями, с целью дополнить материал.
 
Нужно понять, как лекция/урок встраивается в целостный курс, какое место занимает в курсе, насколько изложенное является главным или второстепенным или третьестепенным и как связана с практикой.
 
2 этап.
Второй этап работы с лекцией/уроком ставит цель наоборот, сокращение материала, выделение только самого главного, центрального материала и составление опорного конспекта. Это может быть на следующий день, или через день.
 
3 этап.
Третий этап состоит в ещё большем сжатии материала и подготовки опорных сигналов. Нужно оставить только схему, символы, графические элементы, ключевые слова. Опорные сигналы подлежат запоминанию. Эти 2 этапа называется кодированием знаний (информации).
 
В начальной школе часто конспекты и схемы вначале вместе с детьми делают учителя или пишут в учебниках их авторы. Процессом создания опорных сигналов на уроках руководит учитель. Привычные плакаты, которые висят на стенах – это и есть краткие конспекты, схемы. Но очень хорошо, если школьник сам или с помощью родителей составит свои личные краткие опорные сигналы и опорные конспекты.
 
С помощью опорных сигналов происходит раскодирование и изложение материала, который сразу же является ответами на экзаменационные вопросы.
 
Материал по опорным сигналам нужно уметь уверенно раскодировать сначала письменноЗатем материал по опорным сигналам нужно уметь уверенно раскодировать устно, (медленно и все быстрее). Много раз нужно это проделывать, добиваясь того, чтобы быстро и безошибочно можно рассказать суть лекции.
 
Лучше записать на видео и выложить в корпоративной сети для того, чтобы и другие школьники и студенты могли познакомиться с вашим вариантом. Слушайте других, подмечайте чужие ошибки, дополняйте их и учитесь на чужих ошибках. Общайтесь в сети, задавайте опросы, отвечайте на вопросы и обсуждайте трудные моменты. Коллективный разум гораздо сильнее индивидуального.
 
В идеале все лекции/уроки могут быть рассказаны и на все вопросы экзамена иметься готовые заученные и твёрдо усвоенные ответы. В принципе, студент потенциально должен быть готов пересказать все содержание дисциплины (предусмотренное экзаменом) за один прием, реально или мысленно. Времени достаточно много – например, для ВУЗа 18 недель и месяц сессии. Предметов с экзаменом обычно 4-5, и по каждому предмету предстоит эта работа.
 
 
Часть 3. Практические занятия.
 
1. На практике разбираются примеры, задачи и усваиваются разнообразные приёмы их решения. Вначале надо познакомиться с рядом решённых простых задач, разобраться в приёмах их решения. Понять и освоить технику их решения, добиваясь автоматизации выполнения базовых рутинных операций, определенного типа.
 
2. Дома решать самостоятельно базовые задачи, добиваясь свободного высокоавтоматизированного навыка решения задач данного типа.
 
3. Помнить, что под давлением нового учебного материла и новых задач на новых практических, неизбежно будет происходить деавтоматизация навыка, который необходимо вторично автоматизировать, путем повторного решения этих задач. Повторная, многократная автоматизация навыка закрепляется на всю жизнь и именно к этому нужно стремиться.
 
4. Навыки характеризуются умением быстро и безошибочно решать знакомые, базовые задачи за нефиксированное время. Покажите на видео, что вы умеете решать все типы задач, предусмотренные темой и дисциплиной, выложите в сети и общайтесь с товарищами (хорошо, если и преподаватель принимает участие). Уже на этом этапе можете считать, что вы успешно осваиваете дисциплину и находитесь на верном пути, но на этом не следует останавливаться.
 
5. Нужно расширять комплексы навыков путем решения круга более сложных задач, где навыки нужно уметь комбинировать. Формировать умение решать самостоятельно все более сложные задачи, включающих в себя несколько тем.
 
6. Добивайтесь умения решать все более сложные и комплексные задачи с применением творческого подхода, изобретайте свое видение и методы решения, неустанно пробуйте изобрести новое.
 
7. Стремитесь к надежному и быстрому умению решать незнакомые задачи, используя стандартные и нестандартные методы, добиваясь владения материалом. Это конечная цель обучения дисциплине.
 
Такова общая схема успешного обучения.
 
 
Часть 4. Как записывать лекции, составлять конспекты уроков
(литература, история, биология и пр.)
 
1. Лучше всего записывать лекцию своими словами, конспектируя только самое главное.
 
 
2. Пишите на одном развороте листа, другой оставьте для пополнения учебного материала из книг, видео.
 
3. Всегда дословно записывайте определения, суждения и доказательства.
 
4. Если есть сложности – задавайте вопросы преподавателю, это им нравится, но если непонимание большое, то оставьте на работу с книгой.
 
5. Все непонятное записывайте в особый раздел «вопросы к экзамену». Лектор/учитель ответит на ваши вопросы на консультации перед экзаменами.
 
6. Не следует полностью доверять видеолекциям из интернета, так как авторы видео далеко не всегда владеют методами обучения. Если видеолекция по некоторым понятиям расходится с теми данными, которые вам давал преподаватель на лекции/уроке, лучше задайте вопросы своему преподавателю.
 
7. Вам надо понять: цели и задачи дисциплины, место дисциплины в учебном процессе, распределение трудоемкости, содержание лекций и практических, изучить список рекомендованной литературы/прочитать книги и начать составлять вопросы к зачету и экзамену с первого дня обучения.
 
Часть 5. Возможные трудности.
 
Наибольшей трудностью, с которой вы возможно столкнетесь, это непонимание того материала, о чем лекция. Непонимание может быть частичное и даже полное, так недостаточно усвоен школьный курс элементарной и высшей математики, алгебры, геометрии, физики, английского и пр.
 
Рекомендация – чаще обращаться к школьным знаниям, даже с первого класса. Надо заново все повторить и усвоить более глубоко. Очень полезно иметь учебники МГУ – школы в электронном виде, по которым можно повторять разделы многих дисциплин.
 
Другая причина трудностей может заключаться в том, что материал дисциплины для вас в большей части совсем новый.  Трудность освоения дисциплины усиливается часто из-за того, что материал на лекции не излагается от простого к сложному, а, напротив, сразу начнется со сложной темы. В такой ситуации нужно стремиться как можно быстрее повторить/изучить/усвоить базовые основные и первичные понятия. В этом вам могут помочь школьные учебники или видеокурсы школьных учителей-практиков и преподавателей.
 
Часть 6. Метод повторения.
 
1. Повторять нужно систематично, весь материал лекций и практических занятий, придавая знаниям прочность, надежность.
 
2. Повторять нужно системно, расширяя и углубляя знания, придавая им гибкость.
 
3. Далее повторять нужно интенсивно и все более свернуто, по мере овладения материалом, добиваясь превращения знаний в одно компактное ядро, в идеале одну точку.
 
Это длительный путь овладения дисциплиной, достигается годами тренировки. Например, овладение иностранным языком это многогранная деятельность, имеющая много сторон: грамматика и словарный запас, говорение и аудирование, но в итоге получается способность переводчиков к синхронному переводу без каких либо специальных усилий. То же самое касается любой дисциплины, есть разные уровни владения.
 
Известны законы, по котором происходит забывание. Вначале быстрое, глобальное забывание, но по мере системного повторения знания постепенно переходят из кратковременной памяти в долговременную, на вечное хранение.
 
Легче запоминаются образы, но и абстрактные, понятные (понятые) смыслы, связи, тоже запоминаются достаточно легко.
 
Если понятно, что главное, и что вытекает из главного, из каких частей состоит главное, то запомнить надолго легче.
 
Поэтому сначала надо лекцию понять, для этого дополнить недостающими знаниями, расширить, углубить (выполнить анализ), а затем ужать до опорного конспекта и вновь ужать до опорного сигнала (выполнить синтез), который, после многих попыток в кодировании и раскодировании, легко будет храниться в памяти практически навечно.
 
Кодирование и раскодирование информации в письменной и устной речи это не только развитие памяти - это развитие мышления. Это и есть само аналитико-синтезирующее мышление.
 
Часть 7. Образные и логические
методы запоминания.
 
Есть мышление образами и есть абстрактно-логическое мышление. В психологии это называется 1-я и 2-я сигнальные системы у человека. У животных есть 1-я сигнальная система, а 2-ой нет. Именно 2-ой сигнальной системе человек обязан способностью познавать законы природы и обучаться, имеет письменность и живую речь.
 
Мышление и память – это взаимосвязанные психические процессы, качества личности.
Образная память значительно более восприимчива к информации, которая долго хранится и извлекается из подсознания.
 
Есть разные способы создания опорного конспекта на основе образной памяти (Метод картинки) или логической (метод Алгоритм абзаца) и основанный на них, сочетающий свойства двух методов: метод образно-логический.
 
Часть 8. Составление удачного опорного конспекта
и опорного сигнала.
 
Составление удачного опорного конспекта и опорного сигнала – дело непростое, и требуется навык, но он необходим для успешного обучения. При формировании опорного окнспекта требуется привлекать, изобретать свои образы, связанные с материалом и логически выделять части в лекции, которые соединены смыслами.
 
Почти каждая лекция содержит главную мысль, которой подчинены все остальные. Надо представить текст в виде графической схемы, выделяя главное и второстепенное, подбирая ключевые слова, отвечающие на вопросы:
Что? Зачем? Почему? Как?
 
В составлении опорным конспектом будет, конечно, много индивидуального, и нужно изобретать свой метод, но не забывать знакомиться и с другими методами.
 
Важно понимать, что лекция это текст, насыщенный информацией, знаниями и освоить его можно только поэтапно, вдумчиво привлекая дополнительные источники. Особенно нужно пользоваться консультациями преподавателя, при этом вы должны почувствовать и осознать выдвигаемый уровень требований к студенту.
 
Часть 9. Метод поэтапного освоения текста.
 
1. Знакомство с содержанием.
 
2. Уточнение смысла терминов, понятий, определений, какие первичны, какие вторичны.
Большинство (99 процентов) определений даются по общему правилу через ближайший класс (род) и главный (родовой) признак. Определяемое понятие = ближайший класс, признак, с помощью которого из всего класса выделяются определяемое понятие.
Например:
- Треугольник = многоугольник, у которого три стороны.
- Многоугольник = ломаная, которая замкнута.
- Ломаная - фигура, представляющая из себя последовательность отрезков, конец каждого из которых (кроме последнего) является началом следующего.
- Фигура - первичное понятие геометрии, и ей нельзя дать определение через ближайший род и видовой признак.
 
3. Текст разбивается на части, и уясняются смысловые связи между частями.
4. Далее текст изображается в виде графа, рисунка, графика, таблицы.
5. Пора выделить суждения.
6. Составление опорного конспекта.
7. Формирование ключа.
10. Формирование опорных сигналов.
 
Часть 10. Вывод.
 
1. Новое познается на старом.
 
2. Новое целое всегда строится из прошлых частей и добавляется новая часть.
 
3. Для лучшего понимания анализируются логические связи между частями, определяют причину (движущую силу) изменения между частями и алгоритм движения к новому целому.
 
Тезисное изложение Ольги Васильевны Узоровой лекций профессора Константина Андреевича Лебедева https://zen.yandex.ru/media/id/5ceedae932677000aff81291/kak-uchitsia-v-vuze-sovety-studentam-6133a7aa7916e7006a62d624


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


*Я согласен(на) на обработку моих персональных данных:
Подробнее

Видео, лекции, выступления
Видео, лекции, выступления
Предложения и вопросы автору
Редактируемый текст формы

Копирование для коммерческого использования в интернете запрещено авторским правом! Разрешается скачивать материалы для Offline обучения и личного пользования

Создание сайтов

Взять сайт в аренду

в веб студии СОТНИКОВА

Яндекс.Метрика